26.04.2024 09:00

USD

EUR

Наб.Челны

Почему в Набережных Челнах не должны повышать цены на проезд в общественном транспорте: на днях горсовет выделил «Электротранспорту» 210 млн рублей

Общество 07:22, 03.02.2017

повышение цен на проезд

В понедельник в Набережных Челнах состоялась внеочередная сессия горсовета, на которой депутаты приняли изменения в бюджет города. Пресс-служба мэрии с пафосом сообщает на сайте города, что городской парламент утвердил дополнительные доходы. Правда в сообщении на сайте мэрии про доходы не говорится ни слова, зато много рассказывается о расходах

Проект изменений в бюджет представила главный финансист Челнов Альфинур Галиакберова. Из них большую часть получает ООО «Электротранспорт» ― 210 млн 962 тыс. рублей. Эти деньги требуются на погашение лизинговых платежей за 180 автобусов на метане, которые закупили ещё в 2015 году. 50 млн рублей выделяются на содержание дорог, 7 млн рублей на проектно-строительную документацию коммунальной инфраструткуры промпарка «Развитие», 3 млн рублей на разработку информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, 1,5 млн рублей на содержание объектов внешнего благоустройства.

Мэр города Наиль Магдеев на сессии сказал, что предприятия города Набережные Челны, в частности ПАО “КАМАЗ”,   в 2016 году  работали хорошо, и это   положительно отразилось на собираемости средств в бюджет. «Бюджет – это лакмусовая бумажка экономики. Если экономика растет,  то появляются дополнительные, внеплановые доходы” – подчеркнул мэр, обозначив тему внеочередной сессии. Правда, как оказалось, бюджет вырос лишь на 36 млн рублей, об этом предпочли умолчать, а вот расходов распределили на 272,4 млн рублей. Таким образом бюджет Челнов опять стал дефицитным на 272 млн рублей.

Об автобусах большой вместимости начали говорить после прихода в Челны Наиля Магдеева. Возможность купить автобусы появилась благодаря программе господдержки, по которой на закупку техники можно было получить госдотации. Тогда в городе проводились масштабные исследования, которые должны были утвердить новую маршрутную сеть, работы проводили специалисты из Санкт-Петербурга.

повышение цен на проезд

В итоге было решено закупить 180 автобусов и передать их на баланс муниципального ООО «Электротранспорт» ― организации, которая до недавнего времени принадлежала «Камазу» и занималась эксплуатацией городского трамвая. Если городской трамвай находился на уровне убыточности, то благодаря автобусам большой вместимости организация должна была начать зарабатывать. Выход из убытков был одной из причин, по которым автотранспортное предприятие начали создавать на базе «Электротранспорта».

Но оказалось, что предприятие наоборот погрязло в долгах по лизинговым платежам за автобусы. Это подтверждали несколько источников и в 2016, и в 2017 году. Связаться с директором для получения комментария «Электротранспорта» и депутатом горсовета Рашидом Шамсутдиновым не удалось.

У «Электротранспорта» сейчас две проблемы. Первая - отсутствие кондукторов и, как следствие, левый заработок водителей. По моим наблюдениям, в 90% случаев водители попросту не пробивают билеты, а значит 20 рублей за каждого пассажира кладут себе в карман.

повышение цены на проезд

Вторая проблема ― частные перевозчики, которые часто дублируют маршруты «Электротранспорта», поэтому пассажиров для крупных автобусов для погашения лизинговых платежей не хватает.

210 млн 962 тыс. рублей ― это средства, которые будут вложены в уставной фонд «Электротранспорта» для погашения лизинговых платежей. Это средства, которые выдаются организации из-за её неэффективной деятельности. По сути, каждый рубль ― это средства налогоплательщиков, которые могли бы пойти на ремонт дорог, строительство детских площадок или создание общественных пространств.

В ноябре частные перевозчики обратились в Госкомитет по тарифам Татарстана с предложением повысить проезд с 20 до 23 рублей. Расходы перевозчиков, по их словам, не перекрывают доходов.

Единственная возможность спихнуть расходы предприятия с плеч дефицитного бюджета ― это, как ни парадоксально, не увеличение стоимости проезда, и даже не её сохранение, а уменьшение проезда в трамваях и муниципальных автобусах. Увеличат ли проезд для частного предприятия ― вопрос третий.

Если разделить сумму в 210 млн 962 тыс. рублей на 500 000 жителей Челнов и на три рубля, на которые требуют повысить стоимость поездки, то получится, что каждый горожанин заплатил те самые три рубля за проезд на общественном транспорте в среднем за 140 поездок.

Если проезд в муниципальном транспорте всё-таки будет повышен, то получится, что с горожан соберут средства два раза, и это никак не поможет вывести предприятие на безубыточные рельсы.

повышение цены на проезд

Муниципальный транспорт в кризис сможет стать хорошей альтернативой частному автопарку только в случае, если он будет стоить дешевле. И вторым ключевым фактором должен стать контроль по продаже билетов.

Первоначально планировалось, что до 90% поездок будет оплачиваться электронным способом, но в Челнах он до сих пор непопулярен, хоть подобная оплата поездок и обходится дешевле пассажирам. Челнинцы по привычке платят наличными, а контролировать её, очевидно, гораздо сложнее.

Фото: chelnytram.ru, nabchelny.ru

Подготовил Сергей Симонов.