20.04.2024 10:29

USD

EUR

Наб.Челны

Челнинский бизнес-аналитик объяснил как и когда в Россию вернется социализм

Экономика и бизнес 08:59, 22.09.2017

Бизнес-аналитика клиенты заставили изучить едва ли не все модели бизнеса после кризиса 2008-го года

В свое время Максим Симонов окончил Казанский финансово-экономический институт. Экономику и финансы здесь преподают хорошо. Уже много лет Максим зарабатывает тем, что консультирует самые разные бизнес-структуры от индивидуальных предпринимателей до крупных компаний. Помогает им смотреть в будущее и правильно вести бизнес.

- С 2008-го года меня то и дело спрашивают, а что будет дальше? – говорит Симонов. Жизнь действительно идет непредсказуемо. Аналитик признался, что и сам, когда начал изучать историю рыночной экономики и различные экономические схемы, то и сам вначале запутался. Но постепенно понимание пришло. Мы изложим суть рассуждения Симонова коротко, даже схематично. Чтобы понять было проще.

- Суть в том, что, например, американский бизнес выстроен по модели, когда все сориентировано на прибыль. По этой же модели в 90-е годы начали выстраивать бизнес и в России. Но модель, сориентированная на бизнес, по большому счету не имеет будущего, - говорит Максим.

Происходит следующее. Когда игроков на том или ином рынке немного и работают они успешно, то прибыль дается легко. И ее много. Именно поэтому на ранних стадиях становления капитализма во всех странах предприниматели получали в несколько раз больше, чем вкладывали. Прибыль была и 500 и 600 процентов. Но чем больше становилось игроков и чем больше они производили товара, тем прибыль становилось меньше. Это объективно.

- Сейчас в Америке нормально считается прибыль в 2-3 процента. Наши компании здесь в Челнах все еще закладывают 20-30, а то и 40 процентов и удивляются почему в Америке так мало и почему там этому радуются, - рассказывает аналитик.

Но прибыли всем и всегда хочется как можно больше. Особенно если к большой прибыли уже привык. Поэтому есть закономерные стадии развития у каждого бизнеса в отдельности и у экономики в целом. Кто сильнее старается выдавить с рынка тех, кто послабее. Происходит расширение бизнеса (сначала на весь город, потом на республику, на страну и т.д.), затем идет объединение компаний в корпорации и т.д. «Киты» продвигают своих ставленников во власть, ставленники, сами имея бизнес, занимаются лоббированием своих интересов, перераспределением бюджета в свою пользу.

- Но бизнесмены используют еще один ресурс для того, чтобы добиться больше прибыли. Они сокращают персонал и урезают зарплаты, - обращает внимание аналитик. Доказывать, что именно так все и происходит нет нужды. Все это происходит на наших глазах. На предприятиях Набережных Челнов сейчас очень большой разрыв между доходами топ-менеджеров и зарплаты рядовых работников.

- У крупного бизнеса появляется желание превратить работников в «рабов», заставить их работать за еду, - откровенно говорит Симонов.

Но это такое развитие рыночной экономики, которое сильно напоминает развитие капитализма в России 19-го века. Оно закончилось Великой октябрьской социалистической революцией 1917-го года. Революций наши бизнесмены не хотят. А превращения в «рабов» не допустят работники. В отличие от пролетариев 19-го века они умны, образованны, у них есть права и даже собственность – квартиры, машины, земельные участки. Нынешнему «капитализму» в России придется развиваться по-другому.

- Лично я думаю, что следующий этап будет развиваться 20-30 лет, - считает Симонов. По его мнению, чтобы развитие экономики и общества не пошло по революционному сценарию, государству уже сейчас нужно брать под контроль распределение капитала бизнесменами. Особенно в крупных корпорациях и компаниях. Капитал не нужно отбирать, даже не нужно ничего диктовать его владельцам. Но нужно принимать меры к тому, чтобы бизнесменам было интересно участвовать в различных социальных программах государства. И разрабатывать свои социальные программы, чтобы они действовали внутри компании для своих наименее оплачиваемых работников. Словом, нужно пустить развитие страны по пути социализации капитала.

- Такой опыт в мире есть и опыта много. В той же Америке существуют налоговые льготы на случай, если предприятие делает что-то для общества. А у нас пока таких законов нет. А уже нужны, - говорит аналитик.

За рубежом внутри корпораций тоже давно действуют социальные программы. Работники могут рассчитывать на то, что пребывание их детей в детских садиках, их обучение в школах и вузах будет оплачено компанией. Поэтому в такие компании стремятся попасть, а те, кто в них работает, изо всех развивают свой профессионализм. Это выгодно компании. Деньги на социализацию найдутся и у наших компаний.

- Если в какой-нибудь «Роснефти» топ-менеджер будет получать не 20, а всего 1 миллион рублей в месяц, то ему на жизнь вполне хватит. А 19 миллионов могут пойти на социализацию, на помощь малооплачиваемым специалистам, - показывает источник аналитик.

Получается, что социализация экономики – это неизбежно при любом сценарии. Если мы хотим, чтобы это был мирный сценарий, то нам нужно становится полноценными гражданами своей страны. Трезвыми, целеустремленными, образованными, умелыми, знающими себе цену.

Изложил Сергей ИСИЧКО

Фото с сайтов: shorts.ru, snaibz.ru, basny.net