28.03.2024 15:26

USD

EUR

Наб.Челны

На КАМАЗе появится грузовик-«убийца»?

Авто 08:39, 25.07.2017

В масштабах России в его разработку вкладываются десятки миллиардов рублей

- Девяносто девять процентов населения уверены в том, что тот грузовик, который мы выпустим на дороги страны примерно в 2035-м году, будет опасен для окружающих, - говорит директор департамента ОАО «КАМАЗ» по связям с общественностью Олег Афанасьев.

Речь идет о «КамАЗе»-беспилотнике, грузовике, в котором не будет водителя, это будет грузовик-робот. Поскольку все, кто не участвует в разработке новинки, этой новинки уже побаиваются, мы решили расспросить Афанасьева о том, зачем вообще беспилотник понадобился, и где гарантия, что он и впрямь не начнет давить людей.

- На автомобильном грузовом транспорте происходит то же самое, что последние 30-40 лет происходило на промышленных предприятиях. Людей заменяют роботы. Потому что люди уже не могут выдерживать нагрузки на производстве и наращивать производительность, - говорит Олег Петрович.

Он напоминает, что грузовики-беспилотники сейчас разрабатываются всеми ведущими автомобильными концернами. Это продиктовано не только желанием сэкономить на зарплате водителей, но и статистикой дорожно-транспортных происшествий.

А по статистике 90 процентов всех аварий на дорогах совершается по вине людей. Из-за технических неисправностей аварии случаются крайне редко. Беспилотники – это гарантия того, что «человеческий фактор» как причина происшествий на дорогах будет исключен.

- Машина-беспилотник не будет превышать разрешенную скорость. Она никогда не выедет на встречную полосу, никогда не заснет за рулем, не пойдет на не разрешенный обгон, она всегда будет соблюдать дистанцию. Ну и, разумеется , беспилотнику не ведома усталость человека, - уточняет Афанасьев.

Правда, грузовик-робот в полном смысле этого слова появится еще не скоро. Сейчас «КамАЗ»-беспилотник программируют и обучают разным нехитрым операциям. Таким как остановка на знак «Стоп» в разное время суток, при разной погоде и при каком угодно состоянии самого знака, и пр.

Примерно, к 2025-му году в кабине «КамАЗа» появится электронный помощник водителя. С таким помощником водитель-человек  не сможет нарушать правила движения на дороге. Например, если человек заедет на разделительную полосу, то робот тут же вернет машину на свою полосу. И так во всех случаях нарушения.

- Следующий этап – езда беспилотников в колонне. Возглавляет колонну автомобиль с водителем-человеком, а за ним едут беспилотники и повторяют все действия ведущего, - объясняет Афанасьев. Затем появятся «КамАЗы», которые будут ездить на ограниченных территориях. Например, в карьерах.

А примерно к 2035-му году будет готов грузовик-робот. Тот самый, который будет ездить по дорогам без водителя-человека. А в будущем движение грузовиков по дорогам будет напоминать движение пассажирских самолетов в небе. Авиадиспетчер на земле контролирует десятки самолетов в небе. Точно так же автодиспетчер будет следить за десятками, а может и сотнями грузовиков. С той только разницей, что самолетами все-таки управляют люди-пилоты, а грузовики будут роботами.

Так, а почему мы не должны думать, что грузовик-робот вдруг не начнет нас давить? У него же нет мозгов, нет души, а сбой может случиться в любой самой совершенной программе!

- Все думают так, потому что привыкли в любой новинке видеть какую-то опасность. На самом деле наш беспилотник уже сейчас программируется так, что при любом, хоть микроскопическом сбое компьютер сразу останавливает машину. Причем не посреди дороги, а как следует, то есть с выездом на обочину и с включенным поворотником, - успокаивает Афанасьев.

Кстати, по его словам, за рубежом по дорогам уже свободно ездят автомобили с электронными помощниками водителей. И опят показывает, что на нештатную ситуацию (кошка выбежала на дорогу и пр.) электронный помощник реагирует в два раза быстрее водителя-человека.

Подготовил Сергей ИСИЧКО