25.04.2024 08:48

USD

EUR

Наб.Челны

Газоновые войны: автовладельцы выиграли суд, но не победили

Авто 15:49, 26.05.2017

Накануне Верховный суд России признал незаконными штрафы за парковку в «зеленых зонах», которые выписывала специально созданная инспекция в городе Казани, ссылаясь на пункты Правил благоустройства города. Стоит ли водителям радостно и беспечно парковать автомобили на газонах — разбирается редакция «Челны24»

Почему стоит радоваться: суд признал штрафы незаконными

Иск был подан автомобилисткой и удовлетворен Верховным судом Татарстана еще в январе этого года. Прокуратура республики и Казгордума обратились с апелляционной жалобой в ВС РФ, но и там встали на сторону водителей.

газон

Суммы штрафов, которые как теперь стало известно, незаконно собирались в бюджет города достигали 3,5 тысяч рублей. Взимали их за нарушение муниципальных правил благоустройства — наказание за это предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. Фактически, сотрудники административных инспекций могли наказать за парковку на любых площадках с зелеными насаждениями. Но как выяснилось, подобные пункты в правилах благоустройства не соответствуют федеральному законодательству. И даже тем, кого уже оштрафовали, можно опротестовать это решение и вернуть деньги, отмечает руководитель регпредставительства Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин.

Почему радоваться рано: нарушаются еще четыре закона, штраф все-таки получить можно

Радоваться и оставлять любимый автомобиль на первом попавшемся зеленом кусочке земли все-таки не стоит, отмечает начальник управления административно-технической инспекции исполкома Айрат Насыбуллин. Судебная практика сейчас на стороне водителей, но этим вопросом уже весьма активно занимаются в Госдуме — хотят добавить в Административный кодекс новую статью: «Проезд механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям либо стоянка на них». Штрафы за нарушение будут доходить до 5 тысяч рублей, а поиском неправильно припаркованных автомобилей вплотную займутся сотрудники полиции.

В Челнах отмену пункта благоустройства, противоречащего федеральному законодательству, обсудили еще в феврале. Но это не значит, что парковка в зеленых зонах теперь совсем ничем не регулируется — существует еще как минимум четыре законодательных нормы, по которым поступать подобным образом запрещено. Два из них касаются охраны окружающей среды, один — закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, еще один — приказ госстроя. Правда, по всем этим нормам нарушителя наказать не могут — никаких норм воздействия не предусмотрено.

газон

Парковаться на газонах всегда было запрещено, запрещено и сейчас, отмечает Насыбуллин. Хотя за нарушение правил благоустройства сейчас штрафовать нельзя, можно за нарушение правил содержания зеленых насаждений — такой документ тоже есть в распоряжении исполкома. Сумма наказания немного меньше — от 1 до 3 тысяч рублей. Но зато это не противоречит ни одному федеральному закону. Да и в любом случае — удар по карману довольно существенный.

Форма воздействия на людей, которые нарушают правила общежития в городе, весьма хорошая, говорит Насыбуллин. За 2016 год штрафов набралось на кругленькую сумму — порядка 4,5 мл рублей. Активно работают по данном направлению правоохранительные органы — они составили порядка 4 тысяч протоколов. Еще 2,5 тысяч нарушителей выявили сами горожане — информацию они присылают через приложение «Народный контроль» Каждый поступивший случай проверяется. Огорчает одно — процедура довольно длительная и занимает порядка 2,5 месяцев.

Нужно ужесточать и уточнять законы: «Пришел, увидел, выписал штраф»

Наказание весьма мягкое, отмечает житель Челнов и водитель с 12-летним стажем Фирдаус — именно поэтому все дворы и газоны напоминают скорее выжженные и вытоптанные пустыни, а не зеленые зоны.

газон

«Нужно четко прописать, проработать это дело в законодательстве. Может быть даже стоит гораздо сильнее поднять штрафы, чтобы люди уж точно не хотели попасться на нарушении. Потому что город в первую очередь для людей, а не для машин. Если покупаешь автомобиль — предусмотри место, где будешь его, так сказать, хранить. Ведь никто не покупает кровать, которой нет места, и не выставляет ее посреди улицы — типа, мне больше некуда»

То, что не запрещено — то разрешено, отмечает автолюбитель. И большая проблема именно в этом.

«Так получается, что у нас бросить автомобиль можно везде, где это не запрещено. Может быть имеет смысл выделить специальные зоны, прямо на кадастровой карте, где автомобили не должны появляться. Чтобы водители не могли говорить, что это же не газон — например, зимой все дворы заставлены из-за этих неточностей. А если будет карта, то все — пришел, увидел, выписал штраф»

«Стоянка — такая же необходимость, как поликлиники»

Суд решил совершенно справедливо, отмечает другой водитель с 6-летним стажем Рамиль — прежде, чем запрещать стоянку, нужно предусмотреть, куда эти автомобили деть.

газон

«Понятно, что город строился под совершенно другое количество автомобилей. Но сейчас стоянки — это такая же необходимость, как поликлиника или школа. У каждого второго жителя Челнов сейчас есть автомобиль. Получается, что мы платим налоги, а обеспечить нас необходимыми удобствами власти не могут»

Существуют платные стоянки, но почему горожанам необходимо платить за то, чтобы оставить машину на фактически участке муниципальной земли, Рамиль не понимает.

«Это городская земля, хоть и в аренде. Другими словами — она принадлежит всем горожанам. Платить за право парковки довольно странно. Как и штрафы — по сути с нас собирают деньги за то, что власти сами недоработали. Они допустили такую ситуацию, когда дворы переполнены, а потом разводят руками — извините, в бюджете денег нет»

Эту точку зрения поддерживает и другой горожанин Роман — если власти не помогают, то пусть хотя бы не мешают, когда жители сами находят какие-либо решения.

«Почему не принимают законы или местные инициативы, чтобы строить с обязательством парковки. У нас рядом три высотных дома, посредине детский пятачок и вокруг полоски с травой, которые не несут никакой логической необходимости. А машин — куча. Почему мне выписывают штраф, если я законопослушен, но просто не могу реализовать свое право припарковаться у дома, пусть за деньги»

газон

Он отмечает, что сейчас какие-то шаги в направлении решения проблемы с парковками делаются, но их явно недостаточно.

«Слышал, что сейчас новые дома не строят, если проект не подразумевает такого количества мест для парковки, чтобы хватило на каждую квартиру. Но что делать в старых районах? Там ведь вообще все застроено. Так и до сих пор продолжают землю раздавать под ненужные торговые центры. Вот в 14-м комплексе сами люди за свои деньги сделали парковку — оказалось, что земле в аренде у бизнесмена. Уже год воюют, чтобы свои законные права на банальные удобства отстоять»

Спор глупый — все знают, что ставить автомобиль в зеленой зоне плохо

Можно долго рассуждать о том, должны быть стоянки или нет, но факт остается фактом — ставить авто на газон нельзя, отмечает Людмила. За рулем она уже более 4 лет и уверена — место для парковки по правилам можно найти всегда.

«Иногда, правда, приходится потратить больше времени. Но уверена — те, кто оставляют машины на газоне, лукавят, когда говорят, что у них не было возможности поступить по-другому. Давайте уж смело глядеть правде в глаза — это спор совершенно глупый. Все знают, что ставить машины в зеленой зоне нельзя. Даже если не по закону, то чисто по-человечески — в городе и так кругом один асфальт, зачем же портить и уничтожать ту зелень, которая еще осталась? Те, кто пошли в суд, на мой взгляд, просто обижены и не готовы признать свою ошибку. Но смелость не в том, чтобы доказывать, что тебя оштрафовали незаконно, а в том, чтобы сказать — да, было, больше не буду. Почему-то все возмущаются, когда под стройку начинают вырубать деревья. Но стоит спросить о парковке, как сразу все говорят — да нет, мы не виноваты, тут нет газона. В общем, нужно быть сознательными гражданами, а не тратить время на эти глупости»

Подготовил Алексей Федоров

газон

Фото: pixabay.com