28.03.2024 22:30

USD

EUR

Наб.Челны

Нужен ли в Челнах татарский язык?

Культура 07:13, 24.08.2017

В том, как убедить жителей города в необходимости изучения и сохранения татарского языка и стоит ли это делать, попыталась разобраться редакция портала «Челны24»

Рейтинги прошлого учебного года подсказывают, что Челны занимают вторую строчку в республике по уровню образования. Но если математику и литературу горожане изучают с желанием, то тягу к изучению татарской словесности проявляют далеко не все. В Министерстве образования и науки Татарстана проблемой озаботились и решили создать в городе Центр национального образования.

«В Челнах проживает много татарского населения, из близлежащих районов многие приезжают учиться именно сюда. Мною дана команда сделать инвентаризацию по всем татарским гимназиям. Мы считаем, что все зависит от директора, от того, насколько он соответствует занимаемой должности. Будем работать с учительским корпусом. Будем обеспечивать соответствующими учебниками, методическими пособиями. Должна быть четкая дорожная карта по улучшению преподавания», — рассказал министр образования и науки Энгель Фаттахов

Подобная работа уже проведена в Казани, и в правительстве хотят, чтобы и в Челнах все было в хорошем состоянии по национальному образованию, отметил чиновник.

«В прошлом году нами был запущен проект по целевой подготовке педагогических специалистов, в том числе и для национального образования. Кроме того, по программе языков уже второй год мы готовим учителей чисто на татарском языке для национальных школ. Их уже около 70», — рассказал он

Согласно Конституции Татарстана, в республике два государственных языка, но как отметил на совете по межнациональным отношениям Президент России Владимир Путин, заставлять изучать не родной язык — недопустимо.

«Языки народов России — это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, — так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации», — отметил глава государства

Министр образования республик, впрочем, отреагировал на подобное высказывание Путина весьма спокойно и отметил, что изменений не предвидится.

«У нас есть Конституция Республики Татарстан, есть закон о языках, закон об образовании, у нас два государственных языка — русский язык и татарский язык. По государственным языкам у нас обучаются в одинаковом количестве. Мы работаем по форме федерального стандарта. В этом плане у нас нарушений нет. Все наши действия согласованы с министерством образования РФ. Мы исполнители, мы исполняем закон», — говорил Фаттахов

В статье 8 Конституции действительно прописано, что госязыкы в Татарстане — «равноправные татарский и русский». В статье 14, однако, подчеркивается, что республика «оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар». Из чего можно сделать вывод, что русский в Татарстане — совсем не национальный. А статья 34 и вовсе ставит точку в споре — нужно ли заставлять тех, кто этого не хочет, изучать татарский язык: «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

В школах татарскому учат для галочки — проблема в этом

Проблема татарского языка в том, что в школах не мотивируют учеников на его изучение, рассказывает ученик 10-го класса одного из учебных заведений Челнов Рустам Хабдрахманов.

«Я сам из татарской семьи. Но в семье, с друзьями по большему счету говорим только на русском. Поэтому попал я в более слабую группу и вижу, что ни учителям, ни ученикам не нужно, чтобы татарский хорошо знали. Нужно только выполнение планов, и чтобы оценки были более или менее хорошие. Преподаватели смотрят на всех, как на дурачков. А школьники не понимают, зачем им все это нужно учить, ведь ни сейчас, ни в будущем они использовать эти знания не будут»

Обучение «для галочки» и отбивает всякую охоту учить, отмечает он.

«Я сам люблю языки. Да и татарский на самом деле очень красивый, мелодичный язык. Но дается мне трудно. Пропустил по болезни несколько уроков — уже ничего не понимаю, что проходят. А учитель совсем не хочет объяснять, говорит, нанимай репетитора. Понятно, что после такого сразу хочется выбросит и учебник, и тетради»

Закон природы: если язык не нужен — он пропадает и наоборот

Шумиха вокруг изучения татарского языка — пустая, говорит челнинский бизнесмен и отец 8-классницы Артур Родионов.

«Почему столько переживаний по этому поводу — не понимаю. Да, дочь тоже не хочет учить татарский. И не учит. Как говорится, насильно мил не будешь. Прогуливает, приносит плохие отметки. И что? Я ее в какой-то мере понимаю. Это ее выбор, какие языки изучать. Поступают сейчас по ЕГЭ, аттестат не многое решает. Да и школа портить себе показатели не захочет — как-нибудь к концу года на тройку вытянут»

Законы природы никто не отменял, продолжает он. А значит, как бы насильно что-то не внедрялось, если это не нужно, то оно исчезнет. Или останется — если нужно.

«Древнегреческий тоже очень красивый язык, а древние греки — народ с богатой культурой. Но как сейчас не заставляй школьников изучать этот язык, толку не будет — на нем никто не говорит. Возможно, такая же судьба ждет татарский. Заставляй или не заставляй — с каждым годом говорящих все меньше. Вполне возможно, что такая же судьба в будущем ждет и русский. А говорить мы все будем на одном языке рано или поздно — может на английском, может на китайском, кто знает»

Вполне вероятно, что такая поддержка национального языка — штука политическая, никак не связанная с образованием, рассуждает Родионов.

«Это же огромный пласт аудитории, голосов, налогоплательщиков — патриоты. Таких в любой стране много. А Татарстан, пока что, этакое мини-государство посреди России. Язык — весьма мощная штука, чтобы местные власти поддерживать. Поэтому никаких поблажек в ближайшем будущем ждать не приходится — слишком сильно это ударит по авторитету правительства в глазах какой-то части народа»

Потеря языка — отчасти потеря личности

Для того, чтобы стимулировать спрос на татарский язык в школах, необходимо провести очень большую работу, говорит ректор НЧГПУ Файруза Мустафина. И дети должны сознавать, что это не просто «обязаловка» из-за «глупых законов». Файрузу Зуфаровну больше всего беспокоит, что татарский язык не знают многие татары.

«В первую очередь до татар нужно довести, что мой родной язык — это мои глубочайшие корни. Это мой генофонд. Если я не буду говорить на своем родном языке, если я не буду знать народные традиции., мой генофонд вымирает. Я теряю связь со своим корнем, со своим родом. Я повисну в воздухе как непонятно кто. Это отчасти потеря личности»

Человек, знающий несколько языков, крепче стоит на ногах и таким человеком труднее кому-либо и в чем-либо манипулировать, напоминает Мустафина истину, сформулированую кем-то из известных ученых филологов. И это уже причина заняться изучением татарского. К тому же терять национальный «тембр» никак нельзя — ведь у татар не просто так сформировался свой язык.

«Есть некие законы Вселенной. Законы развития Вселенной, развития цивилизации. Мы можем о них знать, можем не знать, но они существуют помимо нас. И не зря нам, людям одинаковым (у каждого из нас две руки и ноги) даны разные языки. У каждого свой язык. Вот эти законы (Вселенной) отражаются в классической народной музыке и эти законы, и закономерности складываются из тех тембров и звуков, которые издают разные народы. Получается закон развития цивилизации. Звучит русская, французская речь, мы говорим об одном и том же. О душе, о смысле жизни, о богатстве. Но мы это выражаем на разных языках. Гармоничность тембров во Вселенной. А когда мы теряем язык, этот тембр пропадает», — отмечает ректор.

Если объективно и беспристрастно подумать, то понимаешь, что языки народов страны - это система рек и ручьев крепко взаимосвязанных между собой. Каждый язык, взаимодействуя с другими, обогащает их и обогащается сам. Так же взаимообагащаются национальные культуры, знания, опыт. А в итоге обогащается казна и народ. Если мы не хотим терять, то мы должны научиться беречь. Вот не сберегли люди знания и опыт цивилизации древних греков и развитие всей мировой цивилизации не просто затормозилось, да и едва ли пошло правильно.

Но вот какая интересная штука получается. В школах, в обществе нам ведь и впрямь нужно как-то стимулировать спрос на национальный татарский язык, вызвать у людей желание его знать. Нужны ненавязчивые, приятные людям способы, которые бы вовлекали живущих в городе русских, украинцев, американцев (есть и такие) в национальную среду, в мир языка титульной нации. На Украине, например, было время, кода там объявлялись дни украинского языка. В том же Донбассе (еще не воюющем) все, кто присоединялся к акции, переходили на украинский язык и говорили на нем в магазине, на улице, дома. Здесь у нас в Татарстане глава Зеленодольского района намерен выделить грант на организацию курсов татарского языка для родителей школьников. Курсантам будут рассказывать и об истории, и культуре татарского народа, они будут посещать знаковые для культуры и народа места в городе и районе.

Вот два примера способов, с помощью которых людей приобщают к национальному языку, дают возможность услышать вселенский тембр татарской нации. К сожалению, никто из наших собеседников здесь в Челнах не сказал нам какими конкретными способами русскоязычным людям можно прививать если не любовь, то хотя бы уважение к языку. Не сказали нам и о том, как привить то самое понимание необходимости татарского языка, о котором говорит ректор Файруза Мустафина. Поэтому в школах нет-нет, да и происходят вот такие диалоги между учителями и учениками:

- А зачем нам учить ваш язык?

- Живете в Татарстане - знайте татарский язык!

- Так мы не будем жить в Татарстане!

И ведь на самом деле уезжают...

Подготовил Алексей Федоров

Фото: pixabay.com, nabchelny.ru