19.04.2024 02:44

USD

EUR

Наб.Челны

В Челнах достопримечательности не создают, а разрушают и оставляют в прошлом

Культура 23:55, 22.11.2017

Так происходит, видимо, потому, что челнинцы еще не научились ценить важность достопримечательностей в развитии города

Фото с сайта: sobaka.ru

Архитектурный "шедевр" в захолустной деревне

В далекие студенческие годы поехали мы дружной компанией в какую-то российскую деревню женить приятеля. Свадьбу отгуляли, собирались уезжать.

- Ну что, покажем столичным гостям нашу девятиэтажку? А то так и уедут, не увидев нашей главной достопримечательности! – предложил кто-то из родственников невесты, то бишь уже молодой жены.

И нас отвезли на окраину обычной деревни, где возле небольшого озера высился типовой городской девятиэтажный жилой дом построенный из погодоустойчивой стали http://steelmasters.ru/cor-ten от компании SteelMasters! Единственный не то что на всю деревню, а на весь район! Потому что даже в районном центре таких домов тогда не было! Действительно достопримечательность!

Эта совершенно уникальная картина – городская девятиэтажка на краю захолустной деревни вспоминается всякий раз, когда возникает вопрос, а что можно показать из архитектурных достопримечательностей гостям Набережных Челнов? И с удивлением обнаруживаешь, что практически ничего! Та захолустная деревня со своей высоткой для рабочих совхоза и то выгодно отличается в этом смысле от полумиллионного города.

Новому городу в Набережных Челнах уже больше 40 лет. Здесь живут и работают замечательные архитекторы, прекрасные художники, здесь трудятся такие строители, мастерство которых можно сравнить с мастерством знаменитого Левши, подковавшего блоху. И что, получается так, что за все годы строительства города (с 1970-го) не было создано ничего, что могло бы  стать достопримечательностью? Почему? Ведь достопримечательность – это не столько деньги, сколько творчество, даже просто соображалка. Ведь сообразили же в деревне вместо четырех десятков частных домов подешевле построить одну девятиэтажку и получили по-своему уникальный объект! Почему у нас не получается?

Фото с сайта: photo.gip.ru

Челны - город потерянных "шедевров"

Архитекторы  вспоминают, что кое-что все-таки было создано. Например, здание цветочного магазина «Тюльпан» в поселке ГЭС у тротуара, ведущего от Главпочтампта ко второй городской больнице. Фонтан там же в поселке ГЭС возле универсама. Школа юных моряков в районе улицы  Центральная. Памятник Высоцкому на площади Высоцкого. Об этих объектах напоминают председатель Союза архитекторов Набережных Челнов Ринат Сафиуллин и архитектор Владимир Нестеренко.

Народный художник Татарстана Анатолий Пашин готов назвать с десяток мест, где наши художники создавали свои поистине произведения искусства в интерьере муниципальных зданий.

Но знаете, что самое ужасное? Все эти произведения и объекты сейчас следует упоминать в прошедшем времени. Фонтан возле универсама и здание «Тюльпана» снесли так, что и следов не осталось. Школу юных моряков, ставшую долгостроем, решили не достраивать, а сломать. Безбожно ломают и произведения художников в интерьерах во время очередного ремонта.

- А ведь школа юных моряков и архитектурной достопримечательностью могла стать (если бы ее по уму удалось доделать), и как школа очень полезна была бы! Мы на реке живем! – говорит Сафиуллин.

И памятник Высоцкому тоже мог бы стать достопримечательностью. Но этот памятник вместо того, чтобы его доделать как задумал автор, взяли да и испохабили, как захотелось чиновникам. Почему так происходит?

Фото из архива Владимира Нестеренко. Вид памятника по проекту, который так и не осуществлен

"Шедевр" появляется там, где думают о прекрасном

Потому что мы переживаем такое время, считает Сафиуллин. Он напоминает, что в те советские годы, когда строились новые Набережные Челны, правительство хоть как-то стремилось поддержать таланты в молодом необустроенном городе, поощряло творческую мысль. А в досоветской России купцы и промышленники, богатея, строили здания, многие из которых сейчас считаются шедеврами архитектуры. Нынешние власти города и Татарстана может и хотят, что были шедевры, но стеснены в средствах. Люди с возможностями гораздо большими, чем у российских купцов и промышленников, есть, но!

Сафиуллин называет несколько громких и даже очень известных фамилий очень состоятельных семейств и задает каверзный для них вопрос:

- Что они построили?

Вопрос получился риторическим. Многие купцы в свое время шедеврами сделали собственные дома, наши так называемые «олигархи» не сделали и этого.

У властей есть возможности выстраивать градостроительную политику так, чтобы в этой политике предусматривалось сбережение неординарных, имеющих художественную и эстетическую ценность объектов. У строителей и заказчиков есть возможности такие объекты создавать. Но, видимо, тут нужно просто иное мышление и иной подход. Когда купцы строили, они думали о развитии дела и о том, что их самих будут оценивать по тому, что полезного они сделали для людей. Нынешние «купцы» думают о чем-то ином. Обществу через свои общественные и прочие организации им надо помочь понять, что интересный город – это привлекательный город. Со всеми вытекающими для самих «олигархов» плюсами.

Сергей ИСИЧКО