22.11.2024 04:38

USD

EUR

Наб.Челны

В Челнах родители вынуждают учителей быть «мамами» и «папами» учеников

Образование и наука 15:50, 11.12.2017

Ситуация настолько необычная, что директора школ пока не знают, что с этим делать

Родители - учителям: "Нам за детьми следить некогда, следите вы!"

Несколько директоров школ рассказали «Челны 24», что во взаимоотношениях между школами и родителями появилась нехорошая, даже тревожная тенденция. Родители стали предъявлять учителям претензии настолько неожиданные, что педагоги даже не могут понять даже то, как такие претензии могут придти в голову нормальной матери или нормальному отцу.

- Разбираюсь в одном небольшом конфликте. И вдруг слышу: «Почему учительница не следит за тем, как мой сын дома выполняет домашнее задание?» Это вопрос матери ученика! – рассказывает директор школы №18 Наиль Гайнуллин.

- Родители нас с упреком спрашивают и о том, почему их сыновья или дочери начали курить и пить! – добавляет директор школы №32 Виолета Рагузина.

- «Проконтролируйте, чтобы наши дети в школу не опоздали!» - такое «поручение» я уже не раз слышала. Причем уточняла и знаю: родители хотят, чтобы мы проследили за тем, чтобы ребенок вовремя вышел из дома и в школу не опоздал! Как мы можем это проконтролировать родители сами не знают! – говорит школьный психолог Наталья Аблизина.

- Родители в воспитании и контроле за их детьми сейчас валят на школу вообще все! Такое ощущение, что самих родителей для их же детей не существует, – подводит своеобразный итог директор школы №28 Ильдар Ахметзянов.

Педагоги - родителям: "Вам ваши дети не нужны, а у нас есть свои семьи!"

Доходит до таких откровенных разговоров, когда школьные специалисты отодвигают в сторону всякую корректность и буквально носом тычут родителей в их поведение. Об одном таком разговоре рассказала Аблизина:

- В школе в одном классе учатся четыре мальчишки, которые не могли с собой поладить. Постоянные конфликты до драк. Я как-то провела в классе мероприятие и увидела, что вся эта четверка очень активно в нем участвует и там они не конфликтуют. Пригласила их родителей, объяснила, что сыновьям нужно конкретное дело. Предложила мамам и папам организоваться и и поочереди что-то проводить с детьми. Тут одна мама мне и говорит: «Ну, у вас же хорошо получается, вы и проводите! А я по субботам-воскресеньям занята, у меня работа, дела!» Дальше она добавляет с легкой иронией: «Нет, ну понятно, что учителя у нас сейчас ничего бесплатно не делают, а между прочим могли бы один час детям уделить и бесплатно!»  «Знаете, что я на самом деле от вас сейчас слышу? – отвечаю я ей. – А слышу я вот что: «Мне моим сыном заниматься некогда, потому что я зарабатываю деньги! А вот вы, учитель, будьте любезны, потратьте один час вашего времени на моего ребенка сверхурочно и бесплатно!» И знаете, что я вам отвечу? После работы у меня есть мои дети и моя семья! То внимание, которое я на мою зарплату должна потратить на вашего ребенка, я потратила во время работы. И если ваш ребенок вам не нужен, вам некогда, то он и мне не нужен. Потому что моими детьми вместо меня никто не займется!»

После такого ответа мамаша стояла и хлопала глазами. Но возразить ничего не могла, крыть было нечем.

Педагоги пытаются как-то повлиять на родителей переложить свою часть заботы о детях на учителей. Та же Аблизина однажды взяла федеральный закон об образовании и на заседании родительского комитета школы зачитала те статьи, где говорится, что обязанность заботиться об об образовании и воспитании детей лежит именно на родителях (!), а учитель и школа обязаны только помогать в этом родителям. В школах идут родительские собрания, где учителя говорят об этом же.

Но дети не могут оставаться без внимания!

Но проблема ведь намного глубже. Известно, что в Набережных Челнах не тысячи, а десятки тысяч школьников и школьниц – это безотцовщина, зарабатывать, образовывать, воспитывать приходится мамам в одиночку и в огромном количестве случаев даже без алиментов и без помощи не только со стороны, но и стороны своих родителей. Потому что бабушки и дедушки тоже вынуждены зарабатывать. Не секрет, что многие папы (там, где они есть) вынуждены работать по 12 часов. Это не их прихоть, это условие работодателей. Многие мамы и папы уходят на работу к семи часам утра, а уроки в школах начинаются в восемь. Кто проследит за ребенком, которому надо вовремя выйти из дома, чтобы не опоздать в школу? Одинокая мама вечером приходит домой и ей нужно срочно заняться домашними деламии: ужин, стирка и пр. Кто проследит за тем, как сын или дось делает уроки и делает ли их вообще?

«Челны 24» не берется рассуждать о том, как нужно родителям строить свою жизнь, а школам и учителям организовывать свою работу так, чтобы дети были нужны хоть кому-то. Мы сейчас просто обозначаем это как очень серьезную проблему, на которую нужно обратить внимание всем. И родителям, и педагогам. Бесспорно, однако, то, что родители первыми должны взяться за решение этой проблемы. По той простой причине, что они – родители! Они, а не школа родили себе детей. А поэтому и по закону и по сути вещей школа действительно может только помочь. Заменить родителей детям школа не может и не должна этого делать.

Сергей ИСИЧКО

Фото с сайтов: gk170.ru, ncld.org, potolkidom.ru