Образование и наука 23:00, 11.02.2018
«Челны24» продолжает знакомить челнинцев с идеями альтернативной нынешнему образованию гуманной педагогики. Сегодня мы коротко коснемся того, что привносит в жизнь семьи кандидат педагогических наук Елена ЕВДОКИМОВА. Это доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
- С 2003-го года в нашем университете открыта научно-исследовательская лаборатория проблем образования родителей. Я руковожу этой лабораторией 14 с половиной лет, - рассказывает Елена Сергеевна.
Обратите внимание на что нацелена лаборатория. Был такой ученый-педагог Иван Ильин. Ему принадлежит высказывание: «Семья есть лоно человеческой культуры». В своей книге «Путь духовного обновления» Ильин написал, что бывают те эпохи, когда семья переживает сильнейший духовно-нравственный кризис, но благодаря семье будет сохранена человеческая культура. В Челнах сейчас даже уборщице и сторожу понятно, что мы переживаем сильнейший духовно-нравственный кризис семьи. А родители сталкиваются с таким количеством проблем, что без лаборатории в них и не разобраться.
- Один из проектов нашей лаборатории: создание родительского университета на базе Волгоградского педуниверситета, - продолжает рассказ Евдокимова. В Челнах, кстати, тоже есть «Родительский университет». Его занятия проходят в Городском центре творчества детей и молодежи. Но дело в том, что наш родительский университет и такой же университет в Волгограде имеют существенные различия. В нашем университете со сцены перед родителями выступают замечательные специалисты. Семейные психологи, педагоги. Но при всей своей нестандартности эти занятия больше похожи на лекцию, да и по сути это лекция: специалисты рассказывают и показывают, а родители слушают. В Волгограде подход иной.
- Встреча всегда проходит неординарно в течение трех часов, и лекции как таковой не бывает. Пробовали читать лекции, но это не актуально. Когда после лекции спрашиваем слушателей: «Какие у вас вопросы?», то выясняется, что задавать вопросы большому специалисту, да еще в многолюдной аудитории людям трудно, - говорит Евдокимова.
Поэтому в Волгограде университет родителей преобразовали в своеобразный дискуссионный клуб. Выбирается какая-то актуальная и важная для всех родителей тема и в русле этой темы специалисты предлагают родителям вопросы, которые позволяют эту тему раскрыть или, как говорит Евдокимова, «распаковать». И слушатели университета начинают отвечать на эти вопросы обмениваться мнениями.
Поскольку в Волгограде в университет приходят и учителя, и студенты, и родители детей самых разных возрастов и поколений (т.е. и бабушки с дедушками), то занятия превращаются не просто в полидиалог участников дискуссии, а во встречу родителей и педагогов разных поколений. Происходит ценнейший обмен опытом, проникновение в историю той или иной проблемы и т.д.
- Мы не даем советы слушателям, советы давать глупо. Вот предложить родителям поразмышлять, поисследовать, вдохновиться, помочь им понять в какой точке воспитания своих детей они находятся, вот что самое важное. Сегодня главная задача сотрудничества с родителями в образовании – это вдохновить их на изучение самих себя как мам и пап, как супругов. Вдохновить на изучение того наследия, которое есть у них, - разъясняет ученая-педагог. Другими словами, специалисты лаборатории помогают родителям правильно «включить» голову, начать размышлять. Благодаря этому (и, если потребуется, с помощью тех же специалистов) нужные решения мамы и папы сами найдут.
Мы спросили у Елены Сергеевны можно ли родительское собрание в школе преобразовать в нечто вроде занятия в университете, где родители не информацию от учителей слушают, а размышляют о том, как сделать жизнь детей и учебный процесс в классе лучше?
- Конечно, можно, - сказала Евдокимова. У них в Волгограде, кстати, студентам преподается спецкурс о взаимодействии школы с семьей.
Но для того, чтобы родители смогли настоять на другом по содержанию родительском собрании и смогли его организовать, родителям нужно правильно относиться к своим детям.
- В семье ребенок для родителей может быть средством, а может быть целью. Средство - это когда родители хотят, чтобы ребенок, взрослея, все больше решал их проблемы и удовлетворял именно их желания. Папа считает, что его сын должен стать юристом, значит сын обязан стать юристом. Мама хочет, чтобы дочка научилась играть на скрипке, значит дочь обязана научиться и играть так, чтобы мама могла этим похвалиться. Среди моих студентов есть те, кто выполняет волю родителей и не знают, чего они сами хотят в этой жизни. Это страшно, - говорит Елена Сергеевна.
А если для родителей ребенок-цель, то родители стремятся раскрыть все способности и склонности самого ребенка и сделать так, чтобы он смог осознать свои призвание, свое предназначение в этой жизни и реализовать его. В этом случае и все цели родителей будут достигнуты.
Сделайте правильный выбор и вы поймете как сделать родительское собрание в классе инструментом, который будет помогать вашим детям реализовывать свой потенциал.
Сергей ИСИЧКО
Фото: Николая Туганова, eduopenru.ru, edinstvo-news.ru, kazanreporter.ru
Новости по теме
Популярное
Новости Наб.Челнов
Авто
Блоги и соцсети
Криминал
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Политика
Происшествия
Религия
Спорт
Строительство
Экология и окружающая среда
Экономика и бизнес