06.05.2024 10:15

USD

EUR

Наб.Челны

Избавится ли архитектура Челнов от архетипа "города-спальни"?

12:08, 08.08.2017

Мастера зодчества рассказали почему архитектура в Челнах остается "серой"

Эффект Анжелы Девис

Известный челнинский специалист по материнству и детству Александр Зотов как-то рассказал историю, которая показывает насколько важна обстановка, окружающая ребенка. В свою очередь Зотов услышал эту историю от врачей-сексопатологов.

В одной весьма благополучной московской семье разыгралась трагедия. Повзрослевший сын почему-то все время влюблялся в опустившихся женщин. Ему очень нравились дамы бомжеватого вида и его ничуть не смущала их низкая культура, их прокуренные голоса, пропитые лица и даже синяки под глазами.  Родители обратились к специалистам и те выяснили, откуда у молодого человека появились именно такие предпочтения.

Когда этот молодой человек еще только родился и был с мамой в роддоме, папа у себя в квартире обустраивал для них с мамой комнату и на стену зачем-то повесил большой фотопортрет Анжелы Девис. В 60-70-е годы прошлого века Анжела Девис была известной на весь мир американской правозащитницей и общественным деятелем. Ей явно симпатизировали власти Советского Союза и большинство советских людей. Была она негритянкой, а на весь мир прославилась еще и своими черными кучерявыми волосами, которые она укладывала на голове высокой «башней».

Висел такой фотопортрет над кроваткой новорожденного и аккурат перед его глазами. Сын с первых дней своей жизни видел перед собой образ темнокожий образ черноволосой женщины. А когда вырос, то и обнаружилось, что он предпочитает женщин, напоминающих ему образ на фотографии.

Город Набережные Челны строился в годы, кода имя Анжелы Девис гремело в Америке и в СССР. Строился как город-спальня для КамАЗа – Камского промышленного объединения по производству большегрузных автомобилей. Тогда считалось, что жить надо ради будущих поколений, а потому успехи строительства и производственные показатели заводов куда важнее личной жизни любого советского человека. Набережные Челны был счастливым городом , потому что здесь вводилось в эксплуатацию по 300-400 квадратных метров жилья в год и люди получали квартиры не через 15-20 лет, а всего через 2-3 года ожидания в очереди за жильем. И тогда архитектура никого не волновала. Напротив, новые светлые дома серыми не казались. Это был современный, даже суперсовременный город.

Но времена меняются. Возведенные первостроителями дома постарели, поизносились. А новые здания архитектурно ничем (или мало чем) отличаются от старых серых домов. Мы живем в городе с сугубо функциональной, а проще говоря, убогой архитектурой. Скажите, куда пойти человек, с детства выросший в серой будничной, чтобы не сказать производственной, а то и убогой обстановке: в театр или в банальную «забегаловку»? Найдите причины почему он должен пойти в театр? Эстетический вкус в нем ничто не развивало, во всяком случае архитектура этому не способствовала. А бутылка водки в забегаловке или в магазине стоит более, чем в два раза дешевле, чем один билет в театр «Мастеровые». Там стоимость билетов доходит до 800 рублей.

Почему челнинские архитекторы не могут быть оригинальными

В городе создан Градостроительный совет. Его заседания проходят живо, порой бурно. Уже по этим заседаниям видно, что архитекторы прекрасно понимают и то, что архитектура очень важна для людей (это литература и поэзия в камне) и то, что архитектура Набережных Челнов должна быть совсем другой, оригинальной, соответствующей лучшим мировым современным образцам. Понимают, но работают иначе. Новые здания создаются  полном соответствии со стилем далеких 70-х-80-х годов прошлого века.

-Давайте создадим в Набережных Челнах эффект города Бильбао! В Бильбао начали строить оригинальные, красивые здания и добились того, что в этот город хлынул поток туристов. Люди едут посмотреть на необычные здания. Городскаая казна пополняется, город процветает, - призвал на одном из заседаний Градсовета архитектор Григор Аствацатрян. Он уже несколько лет как может призывает коллег, строителей, чиновников создать в Челнах эффект Бильбао. Не действует. А если действует, то слабо.

Почему так?

Мы побеседовали об этом с несколькими большими мастерами архитектуры в Набережных Челнах. Это архитекторы Владимир Нестеренко и Ильдус Халиуллин, председатель Союза архитекторов Набережных Челнов Ринат Сафиуллин и его сын Равиль Сафиуллин. Они обрисовали условия, в которых приходится творить нашим архитекторам. В том числе и таким молодым и авангардистски настроенным, как Равиль Сафиуллин.

  1. Хороший архитектурный проект обходится заказчику в 5-10 процентов сметной стоимости объекта. То есть, если стоимость строительства дома или, скажем, офисного центра – 50 миллионов рублей, то 2,5-5 миллионов из этой суммы уходят какой-нибудь архитектурной мастерской. Точнее, должны уходить. На деле, как говорит Ринат Сафиуллин, челнинские заказчики чаще платят архитекторам не 5-10, а 0,2-0,3 процента стоимости объекта. Или что-то около этого. Творчески развернуться и создать что-нибудь эдакое у архитекторов просто нет финансовых возможностей.
  2. «В сфере проектирования нет прозрачных, честных условий для конкуренции. И все крупные объекты делаются монополистом – институтом «Татинвестгражданпроект». (Государственный институт, который был создан еще в советское время – ред.). Мы работаем с частным капиталом и подбираем у ТИГП то, за что этот институт почему-либо не берется. Вся работа, которую мы делаем, оригинальная, - говорит Равиль Сафиуллин. Его команда создала, например, проект, по которому построен клубный жилой дом «Плазма».
  3. «Ну, надо сказать, что новые оригинальные здания все-таки появляются. Но появляются робко, это правда. И вот почему. Сейчас нет такого понятия, как типовой проект. Есть индивидуальные проекты. И есть индивидуальные проекты повторного применения. В городе в ходу несколько индивидуальных проектов домов, которые повторно применяет то та, то другая проектная организация. Там только фасады меняются. Особенно это видно, если посмотреть новые шестнадцатиэтажки , - называет еще одну проблему типичности в архитектор Ильдус Халиуллин.
  4. Владимир Нестеренко считает, что оригинальность в архитектуре не обязательна, но архитектура должна быть эстетичной и создавать комфортную, удобную для человека среду. А вот этого в нашей городской архитектурной политике пока нет. Наоборот, есть примеры того, как объекты, которые могли бы стать украшением, достопримечательностью города, превращались в заурядные строения и памятники. Это мемориал Владимира Высоцкого, мемориал в парке Победы, это улица Центральная. Виновато бюджетное финансирование, из-за скудости средств чиновники действовали по принципу лишь бы было. Мемориалу в парке Победы не помог даже конкурс.

И есть одна главная причина, которую смело озвучил председатель Союза архитекторов Набережных Челнов Ринат Сафиуллин.

Нам архитекторам просто воли не хватает настоять на своем, переломить желания заказчиков, - сказал Ринат Талгатович.

Все, кто понимает и очень хочет творить другую архитектуру, большие надежды возлагают на Градостроительный совет при исполкоме города. Но этот совет всего лишь общественная организация.

Когда мы этот совет организовывали, мне один человек сказал: «Магдеев, ты рискуешь!» Можем совет и распустить, если хотите!» - примерно так ответил мэр Набережных Челнов на вопрос о Градостроительном совете во время своей летней пресс-конференции. Чем сильно насторожил прогрессивных архитекторов.

Впрочем, архитекторы понимают, что и Градостроительный совет не всесилен. Пусть вам покажется эта мысль крамольной, но по большому счету Градсовет защищает не столько интересы населения, а интересы бюджета и имидж города. Что тоже неплохо, но недостаточно.

Архитекторы виноваты в том, что город остается таким, какой он есть. Не хватает воли убедить заказчика в том, что то, что он хочет построить устарело с точки зрения архитектуры. Нынешние тенденции в архитектуре нам способно помочь переломить общество. Точнее, творческая интеллигенция, общественные организации. Люди, население через эти организации должны начать требовать от нас и от строителей перестать работать под копирку, - говорит Ринат Сафиуллин. Увы, людям нашим до этого еще дорасти надо.

P.S. Уважаемые посетители «Семейного клуба «Челны 24»! Если у вас появилось желание высказать свое мнение о том, что вы здесь прочитали, если у вас есть к нам какие-то предложения или вы хотите связаться с кем-то из семейных психологов города, то вы можете отправить письмо на адрес: Sklub24@yandex.ru

Сергей ИСИЧКО