Культура 20:50, 16.12.2017
А праздником Солнца Новый год был у языческих славян. Наступление Нового года славяне праздновали в День зимнего солнцестояния, позже праздник перенесли на конец месяца. Главным символом праздника был огонь костра, одновременно изображающий и призывающий свет солнца, поднимавшегося все выше и выше после самой долгой ночи в году.
Ритуальный новогодний пирог – каравай (изначально – коровай), заменявший жертвенного теленка – по форме тоже напоминал солнце. Каравай в древности приготовляли только жрецы с помощью различных ритуалов и специальных архаических орудий, как например, обрядовые жернова для приготовления муки.
Многие новогодние обряды исполнялись детьми, изображавшими молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые «колядки» – магические заклинания для благополучия в домах, за что щедро одаривались подарками. «Колядование» часто сопровождалось «ряженьем» в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие.
История праздника Новый год всегда была тесно связана с чудесами – как радостными, так и страшными. Коляду после крещения Руси сменили Святки, появились понятия «Рождество» (25 декабря) и «Васильев день» (1 января), но сами традиции остались прежними.
Первые шесть дней праздника (до 1 января) считались святыми, а следующие шесть дней после 1 января - страшными. Люди верили, что после Васильева дня из нижнего мира приходит приобретшая особое могущество всякая нечисть, и невозбранно бродит по земле, творя бесчинства и нанося всем вред. Поэтому для защиты и ограждения от злых сил над дверьми и окнами ставили знак в виде креста, выставляли под дверь горшки с кашей, задабривая злых духов, жгли костры и устраивали шумные гулянья с обрядовыми песнями, изгоняя нечисть. В эти дни Новый год приносил не столько радость, сколько душевный трепет и волнение в ожидании неведомого и волнующего будущего. «Праздники усе страшные», – говорили крестьяне, боясь в такие вечера не то, что в гости пойти – нос из избы высунуть.
Потом наши предки устали, видимо, встречать Новый год холодной и неприветливой зимой и перенесли его на 1 марта. Не все с этим согласились и продолжали отмечать его и зимой, ведь чем больше праздников, считали они, тем жизнь веселей и лучше! Мартовский Новый год, правда, продержался недолго, переместившись на 1 сентября. Это было связано, по одной из версий, с решением Православной церкви, считавшей сентябрь очень важным для верующих, найдя, на их взгляд, наилучшее время года для такого судьбоносного праздника. Первый день церковного года – праздник Симеона- столпника, больше известного в народе как Симеон летопроводец.
Лишь в XVIII веке Новый год вновь перенесли на 1 января. Царь Петр I своими указами установил вести летоисчисление от Рождества Христова, а началом года считать 1 января как в просвещенной Европе. Так Россия в ночь с 31 декабря на 1 января из церковного 7207 года от сотворения мира вступила в европейский 1700 год от Рождества Христова.
Новый год царь повелевал отмечать торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками. Царь повелел так же «…детей забавлять, мордобоя не учинять» и друг друга с праздником поздравлять. Кстати, дарить подарки тоже повелел Петр I, до этого такой традиции не было.
С царем народ и бояре по поводу празднования Нового года спорить не стали. Начали усерднее готовиться к этому празднику, украшая дома зелеными ветвями и став дарить друг другу новогодние подарки. Да и Петр I, отмечая со своими придворными Новый год, о народе не забывал – выставлял перед дворцом разные кушанья да чаны с пивом и вином.
Привычная для нас сегодня праздничная елка в доме изначально была преимущественно детской забавой. Выбрав крепкую красивую ель, прямо в лесу обвешивали ее детскими игрушками, водили вокруг елки хороводы. Нетерпеливым детишкам разрешалось даже залезать на елку за желанными игрушками и сладостями. По окончании празднества оставшиеся игрушки снимали с елки и раздавали детворе.
Позднее елки стали украшать более изысканно, появились даже определенные правила. Верхушку венчала «Вифлеемская звезда». В советское время звезду перекрасили и напомнили другим смыслом, звезда была символом счастливого детства, социализма. Никто из рядовых советских граждан и не знал, что звезды на погонах и на фуражках – это позаимствованный из религии символ Спасителя. У красочных елочных шаров тоже своя история. В старину вместо шаров на елку вешали яблоки, а яблоки олицетворяли собой запретный плодшары, заместившие обычные прежде яблоки, олицетворяют тот запретный плод, вкушенный прародителями Адамом и Евой. Всевозможные фигурные пряники и печенья – это напоминание о пресных хлебцах, употребляемых во время обряда причастия.
Все упростилось со временем, и на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. Потом пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла. Придет время и елочные игрушки будут мастерить роботы по нанотехнологиям…
Сергей АНТОНОВ
Фото с сайтов: luchshie.com, crazyshark.ru, daynr.com, savebest.ru
Популярное
Новости Наб.Челнов
Авто
Блоги и соцсети
Криминал
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Политика
Происшествия
Религия
Спорт
Строительство
Экология и окружающая среда
Экономика и бизнес