21.11.2024 22:24

USD

EUR

Наб.Челны

ЦБ наносит «ответный удар»: насколько неожиданным оказался отзыв лицензий у трех республиканских банков и есть ли «новая надежда»

Экономика и бизнес 09:53, 05.03.2017

татфондбанк

Продлившиеся почти три месяца пикеты, заседания и встречи закончились для вкладчиков Татфондбанка ничем — сегодня стало известно, что Центробанк принял решение отказаться от санации и отозвать лицензию у ТФБ и еще двух кредитных организаций Татарстана — Интехбанка и Анкор банка. Для кого это стало неожиданностью, для кого — давно ожидаемым итогом и что же делать дальше, выясняла редакция «Челны24»

Руководство Татфондбанка осталось без собственных средств из-за недооценки «принятых рисков», что и стало причиной отзыва лицензии, сообщает пресс-служба Банка России. А запускать процесс «финансового оздоровления» банка посчитали нецелесообразным из-за «низкого качества активов». Сейчас банком «рулит» временная администрация, которую в процессе банкротства заменит назначенный конкурсный управляющий или ликвидатор.

Новость о решении ЦБ появилась сегодня ранним утром и удивила многих горожан, ожидающих более позитивного развития событий — около недели назад группа ТАИФ изъявила желание поучаствовать в спасении банка и стать стратегическим инвестором санации. Растерялись, похоже, и власти республики — министр экономики Татарстана Артем Здунов скупо прокомментировал СМИ, что работа по поддержке Татфондбанка велась активно и подобного решения никто не ожидал.

татфондбанк

Позже президент Татарстана Рустам Минниханов провел экстренное совещание с представителями правоохранительных органов и надзорных ведомств, сообщила пресс-служба главы республики. Президент поставил перед силовиками задачу всячески препятствовать выводу активов банка, чтобы как можно больше физических и юридических лиц смогли получить выплаты. К тому же глава республики призвал определить причастных к образовавшейся кризисной ситуации в банковской сфере и привлечь их к ответственности.

«Сейчас желание одно — перевести все имущество в наличку и куда-нибудь уехать»

татфондбанк

Многие ждали от подобного решения каких-либо социальных взрывов, но похоже, что пострадавшие при крахе ТФБ жители Челнов сейчас находятся в некой прострации — и в соцсетях, и в телефонных разговорах они довольно скупы на комментарии и кажутся растерянными.

«Конечно, все сейчас расстроены — вроде только позитив наметился и бах, как снег на голову. Многие сейчас просто не знают, что делать дальше, кому верить, как вести бизнес — пострадали в основном все-таки представители малого и среднего предпринимательства», — рассказал предприниматель из Челнов Ильдар.

В банке у него «зависло» чуть больше двух миллионов. Пострадала не только его семья и бизнес, но также бизнес и семьи его сотрудников и партнеров.

«Кто-то может сказать, что сумма не такая уж и громадная — вон, у «Татнефти» там больше 5 млрд рублей осталось. Но эта ситуация нас отбросила на несколько лет назад в развитии — в финансовом плане, в техническом. То, что мы с 2013 года копили и собирались в развитие бизнеса пустить просто вытащили из кармана. Чтобы оправить и вернуться к нынешней точке потребуется пройти тот же путь», — сетует он.

Теперь у Ильдара и его окружения нет никакого доверия ни к республиканским, ни к федеральным властям — смысл вкладывать время и силы в то, что может улетучиться в неизвестном направлении за одно мгновение.

татфондбанк

«Разговоры о поддержке малого и среднего предпринимательства ведутся весьма активно, но у многих, с кем разговариваю, сейчас желание одно — перевести все имущество в наличку и куда-нибудь уехать, начать с чистого листа. Потому что пока частная собственность не будет защищена — смысла простому человеку, не из элиты, накапливать богатства нет никакого. А то, как она у нас защищена показала ситуация с Татфондбанком».

Многие пострадавшие сейчас хотят объединиться, пикетировать и каким-то образом повлиять на решение ЦБ. Но веры в действенность этого метода нет, сетует Ильдар — «потратим полгода, доберемся до Москвы, как уже забытые всеми байкеры, и все». Получить деньги через суд в процессе банкротства банка — тоже фантастическая затея, отмечает он.

«Я не юрист, конечно, всех законов не знаю. Но юрлица — не кредиторы первой очереди. А даже если что-то и дойдет до «юриков», то уйдет точно не представителям МСБ — скорее уже «Татнефть» получит свои 5 млрд, а на нас денег не хватит. Таковы реалии».

«Бизнес — это бизнес, надо так к вопросу подходить»

татфондбанк

Также пострадавший от отзыва лицензии у ТФБ Максим потерял сумму поменьше — порядка полумиллиона рублей. О то, что эта сумма «потеряна» горожанин говорит совершенно спокойно — другого развития событий он не ожидал с самого начала эпопеи с Татфондбанком.

«Ребята многие ждали, что придет добрый дядя, скажет — ой, да мы пошутили, вот ваши деньги. Но бизнес — это бизнес, надо так к вопросу подходить. Было два варианта развития событий — решение о санации и решение о банкротстве. ЦБ мог принять и то, и то решение. В первом случае все просто вернулось бы на круги своя, поэтому надо было готовиться ко второму».

Пострадавшие склонные винить во всех бедах власти республики — дескать, недоглядели, не помогают, а то и сами вообще все устроили. Но если трезво оценить, то было принято много решений с целью помочь предпринимателям в их насущных проблемах.

«Ни с одними вкладчиками «лопнувших» банков еще на моей памяти никогда так не нянчились. С 2013 по статистике каждый год отзывают лицензии у 40 – 80 банков. Без вопросов и ответов отзывают. Тут же много чего помогли решить. С пенсионными перечислениями, с зависшими налоговыми выплатами — все взяли на себя, договорились. В Челнах помогали уладить вопросы с задержкой муниципальной аренды. Выдавали микрокредиты — пользовались, конечно, не многие, но кто-то все-таки брал».

Заявления о масштабах проблемы, о крахе банковской системы республики Максим оценивает, как «несостоятельные и не подкрепленные никакими данными».

«Это все эмоциональные заявления. Смотрим цифры — сложности у банка повлияли на 144 000 физиков и 35 000 юриков. Физлица выплаты получили — там все застраховано (по крайней мере 99% точно получили). А что такое 35 000 юрлиц для Татарстана? У нас ежемесячно ликвидируются порядка 70 000 юридических лиц. В основном — из-за банкротства. Ситуация ничем от этих 35 000 не отличается, кроме шумихи».

Решение об отзыве лицензии было ожидаемо — проблемы были видны еще год назад

татфондбанк

Ожидаемым было решение ЦБ и для работников экономической сферы, рассказал ведущий эксперт одного из банков Челнов, пожелавший остаться анонимным.

«Если деньги физических лиц застрахованы, то вклады юридических лиц фактически без какой-либо защиты. И пока законодательно они не будут защищены, предпринимателям надо действовать очень аккуратно. Проблемы того же Татфондбанка были отражены в финансовых показателях практически годичной давности».

Состояние банка, в котором получает обслуживание предприниматель, нужно постоянно «мониторить» — проверять рейтинг международных и российских агентств, их прогноз, учитывать прибыль и убыток, оценивать уровень собственного капитала кредитной организации.

«Это просто, это на поверхности, но делают так единицы. Чаще ориентируются на советы друзей — там надежно, я там сто лет деньги храню. Но персонал в тонущих банках — как стюардессы в падающем самолете. Вам никто ничего не скажет, будут улыбаться до последнего, пока в газетах не появятся статьи о проблемах — такая уж у них работа. Но если информация попала в СМИ — бежать в банк уже поздно».

татфондбанк

Чего ожидать пострадавшим горожанам — вопрос открытый. Пикетами и бунтами что-то изменить вряд ли получится, но есть надежда вернуть деньги и в процессе банкротства.

«Да, вероятность юридическому лицу получить в случае банкротства свои средства ничтожно мала, но она есть. И ей следует воспользоваться. Для этого необходимо отправить заполненное заявление на адрес временной администрации или в центральный офис банка с требованием включить вас в реестр кредиторов. Автоматически это не происходит. Также к письму необходимо приложить банковский договор или выписку об остатке денег на счету».

Республика не пострадает, но в банковской сфере произойдут изменения

Эксперты отмечают, что падение нескольких крупных игроков банковской сферы Татарстана может некоторым образом изменить положение дел в этом сегменте экономики.

В целом финансовая устойчивость республики вряд ли сильно пострадает от отзыва лицензии Татфондбанка, рассказывает эксперт Аналитического кредитного рейтингового агентства Андрей Пискунов — бюджетные организации в основном пользуются услугами Ак Барс банка. Именно этот банк может в какой-то мере занять место ТФБ, свою долю рынка могут увеличить и крупные федеральные игроки — Сбербанк и ВТБ.

Ключевым в банковской сфере республики станет Ак Барс банк, также отмечает глава Ассоциации региональных банков, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Банковскому сектору Татарстана нанесен «имиджевый удар», да и всей республике тоже — ведь госдоля в банке была достаточно велика. Спасти банк было можно, но необходима более «активная позиция правительства Татарстана», которое по крайней мере должно было следить за работой топ-менеджмента ТФБ.

Подготовил Алексей Федоров

Фото: tatar-inform.ru, kazanfirst.ru, polytika.ru, tatspirtprom.ru, tc-altynai.ru