Образование и наука 14:59, 07.08.2019
Из выступления Минтимера Шаймиева на Международном фестивале учителей в Елабуге. В своей речи Госсоветник Татарстана затронул актуальные темы системы современного образования.
Россия — многонациональная страна, где рядом друг с другом живут разные народы. Поэтому сохранение и развитие родных языков — определяющий вектор политики государства. Право каждого гражданина на изучение, использование и получение образования на родном языке закрепляет действующая Конституция. Она же дает республикам, входящим в состав Российской Федерации, право устанавливать государственные языки, которые употребляются наравне с госязыком страны.
Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики в России, в статье «Родное слово» писал: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия, более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков. Отнимите у народа все — и он все может воротить. Но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его. Новую Родину даже может создать народ, но языка — никогда. Вымер язык в устах народа — вымер и народ».
Родной язык сохраняет национальную идентичность, раскрывает личностный потенциал. Уверен, представители народов, утративших родной язык, потеряли генетический код, и навряд ли уже станут представителями другого этноса.
Швейцария, Испания, Финляндия, Великобритания прошли путь от доминанты языка большинства к равноправному использованию языков представителей этнических групп, проживающих на территории страны. Сегодня трудно представить современное государство без удовлетворения языковых прав граждан. Которое подразумевает не только использование языка в обществе, но и получение образования на родном языке как гарантию сохранения и развития.
В Казани к 80-ым годам XX века оставалась единственная школа с преподаванием на татарском языке. Ущемление языковых прав ведет к нарушению межнационального согласия, и неслучайно, языковой вопрос резко обострился в Татарстане в начале 90-ых годов.
Правовые механизмы удовлетворения языковых требований национальностей, проживающих в республике, удалось найти благодаря принятию Декларации о государственном суверенитете РТ, Конституции РТ, а позже — закона «О языках народов республики Татарстан». Уже в 1994 году утвердили программу по сохранению, изучению и развитию языков народов республики. Генеральной линией стало расширение сферы татарского языка в достижении баланса функционирования обоих государственных языков в РТ. Без преувеличения, эти решения стали основной быстрого экономического развития республики.
Межнациональное согласие начинается с уважительного отношения к представителям других национальностей, с изучения языка. Жители Татарстана были благодарны за то, что русский и татарский языки получили конституционный статус.
Проблемы с преподаванием родных языков вновь возникли в республике в конце 2017 года. Политическая ситуация, сложившаяся с изучением родных языков, вызвала обеспокоенность жителей Татарстана, стала сказываться на состоянии межнационального согласия. Понятно, что родной язык, язык матери — первичен. Но это тонкая материя, сохранение которой непростая проблема, требующая терпеливой, конструктивной работы во благо единства страны.
Ближайшее будущее Татарстана определяют те, кто сегодня получает среднее и высшее образование. В XXI веке борьба за территории и полезные ископаемые сменилась борьбой за умы.
Наша республика развивается. В Татарстане экономика базируется на таких высокотехнологичных отраслях как машиностроение в лице гигантов отрасли: «Камаза», заводов авиа - и вертолетостроения, предприятий нефтедобычи и нефтехимии. Успех предприятий, включая и аграрную отрасль, определяет уверенное внедрение инфокоммуникационных технологий. Стратегией инновационного развития России на период до 2020 года применительно к сфере образования поставлена задача по формированию у граждан страны компетенций, отвечающих требованиям XXI века, включая владение иностранными языками.
Результаты государственной итоговой аттестации в 2019 году в республике, которые выше средних по России показателей, доказывают, что Татарстан справляется с задачей. Радуют результаты по математике — 30 выпускников получили 100 баллов по предмету, больше, чем в любой другой год проведения ЕГЭ в республике.
«Стобалльников» по одному предмету — 170 человек, по двум предметам — 10, по трем — один. Достижение — 399 баллов по результатам ЕГЭ, набранные выпускником татарской гимназии №2 имени Шигабутдина Марджани при КФУ Рамилем Багавиевым. Рамиль сдал русский язык, информатику и физику на 100 баллов, и математику – на 99 баллов. При этом 11 лет школьник обучался на татарском языке.
Завтрашний день образования, тенденция мирового развития — изучения языков, в том числе родных. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 2019 год провозглашен Международным годом языков коренных народов. По инициативе Франции на 206-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО внесен пункт «Преподавание иностранных языков и лингвистическое разнообразие». В проекте решения странам-членам ЮНЕСКО предлагается ввести преподавание как минимум двух иностранных языков, в дополнение к родному языку.
Международная организация ЮНЕСКО в области изучения языков и образования сформулировала три принципа, которые поддерживает:
Направление, удовлетворяющее образовательные запросы общества — создание полилингвальных образовательных комплексов. Строительство первого пилотного комплекса в этом году началось в Казани, в проекте — еще шесть, которые появятся к 2022 году: два в столице Татарстана, по одному в Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге. Проект поддержан Президентом республики Рустамом Миннихановым, министерством просвещения РФ, соответствующие поручения даны Президентом России Владимиром Путиным.
«Я полностью разделяю Вашу неизменную убежденность в том, что необходимо обращать особое внимание сохранению языков коренных народов, и способствовать развитию полилингвальных образовательных учреждений, в которых молодое поколение будет учиться с уважением относиться к другим культурам. Убеждена, что данная инициатива послужит выполнению важной задачи распространения идей толерантности и достоинства, а также достижения единства всего человечества через культурное разнообразие и диалог», — после посещения республики в марте текущего года заявила генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле.
Концепция полилингвального образовательного комплекса разработана с учетом государственных, этнокультурных потребностей многонационального народа Татарстана и России, российских и зарубежных образовательных практик, мировых тенденций развития образования. Строящийся сегодня первый полилингвальный образовательный комплекс решено назвать «Адымнар — путь к знаниям и согласию».
В значении слова «адымнар» — «шаги», заложена символика, ведь для достижений в жизни прикладываются усилия, делаются шаги к поставленным целям. Только так, делая шаги навстречу друг другу, можно достичь согласия в многонациональном обществе.
Базой для нашего первого комплекса стала действующая в Казани 165 школа, где решены проблемы с изучением государственных языков, нет доминирования между родителями, притом, что учатся здесь дети 19 национальностей. В школе дети общаются на английском и других иностранных языках. И это здорово!
В составе комплекса будут: шесть базовых дошкольных учреждений, начальная школа, билингвальная школа, полилингвальная школа, интернат и загородный центр дополнительного образования на территории Арского муниципального района республики. Особенность проекта Татарстана заключается и в том, что дети впервые будут погружены в полилингвальную среду с раннего возраста.
Образовательный комплекс — это детские сады, в которых развитие детей будет вестись в условиях единого многоязыкового режима; организации гимназического типа с углубленным изучением и преподаванием учебных предметов на русском, татарском и иностранных языках; будут широко привлекаться ресурсы дополнительного образования в целях отработки практических навыков владения языками и общекультурными компетенциями.
То, что обучение начинается с базовых дошкольных учреждений, неслучайно. В детстве ребенок начинает говорить, легко осваивает родной и второй язык. В базовых детских садах постараемся учить детей языкам через игру, режимные моменты, учебу.
В начальной школе родители или законные представители ребенка определяют образовательную траекторию — билингвальную или полилингвальную. Разница между ними состоит в объеме изучения татарского языка как родного или государственного языка республики, но обе траектории подразумевают углубленное изучение английского языка. В случае выбора полилингвальной траектории татарский язык становится не предметом, а средством обучения.
В средней школе, начиная с седьмого класса, вводится и преподавание ряда предметов на английском языке. Таким образом, каждый из изучаемых языков на паритетных условиях выступает средством познания мира. Затем выбранная родителями траектория обучения продолжается и на старшей ступени.
Сегодня уже ведется работа по созданию соответствующих учебно-методических комплектов. В школах проектируют современные образовательные пространства, трансформируемые учебные кабинеты, зоны социализации. Школа претерпевает эволюцию. Рад, что последние достижения педагогики и архитектуры будут радовать и учителей, и учащихся.
Для достижения педагогического результата важно развивать сотрудничество школы и семьи. Родительская сопричастность к результатам и воспитанию детей в концепции полилингвального комплекса. С момента зачисления ребёнка в школу родители раз в месяц будут посещать педагогический лекторий, заниматься совместными проектами, направленными на педагогическое просвещение, выработку единства воспитательных требований, актуализацию роли семьи в сохранении этнокультурных и языковых ценностей. Это позволит родителям осознать сопричастность к достижениям детей, искоренить потребительское отношение к школе. Огорчаюсь, когда вижу примеры в СМИ неуважительного отношения к учителю. Залог успеха — единство и взаимопонимание учителей и родителей.
Имя школе делают учителя. Современное педагогическое образование не предусматривает подготовку и совершенствование квалификации педагогов, способных вести образовательный процесс одновременно на нескольких языках. Тем более — учителей предметников неязыкового цикла. Предстоит создать модель подготовки и карьерного сопровождения педагогических работников, включающую в себя языковые интенсивы и стажировки, совершенствование методологических и культурологических представлений, отработку навыков по продюсированию талантов использованию цифровых технологий, а также ориентированную на участие в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и практиками. В реалиях требований сегодняшнего дня, грядущего завтра — это государственная задача.
Министерством образования и науки нашей республики совместно с Академией наук Республики Татарстан, Казанским федеральным университетом, Набережночелнинским педагогическим университетом и Елабужским педагогическим институтом разработаны республиканский заказ и Государственная программа по подготовке педагогических кадров для работы в билингвальных и полилингвальных образовательных организациях на 2020-2025 годы. Сейчас проработки на рассмотрении Правительства республики.
В структуре образовательного комплекса «Адымнар» будет предусмотрена работа интерната и загородного центра дополнительного образования в Арском муниципальном районе. Интернат рассчитан на 240 мест. Ученики погрузятся в языковую среду ввиду круглосуточного нахождения в учебном заведении. Поэтому штат воспитателей интерната укомплектовывается из педагогов, свободно владеющих несколькими языками, способных организовать воспитательную работу и режимные моменты детей на иностранных языках.
Загородный центр дополнительного образования на 320 мест создается для двух образовательных комплексов Казани в живописном месте Арского муниципального района республики — на родной земле великого поэта татарского народа Габдуллы Тукая. Для учащихся четырех образовательных комплексов в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Елабуге создается единый загородный центр дополнительного образования на части загородной базы «Камаза».
Сегодня половина выпускников девятых классов делает выбор в пользу среднего профессионального образования. Для нынешнего поколения — это доступный путь профессионального становление и выхода на рынок труда. Сейчас количество студентов образовательных организаций профессионального образования составляет 69 тысяч человек. 80%, обучающихся в государственных колледжах и техникумах республики — бюджетники.
Республика модернизирует профессиональное образование, понимая, что кадров для экономики недостаточно. С 2018 года введены новые специальности из перечня наиболее востребованных (ТОП-50): робототехника, эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, мехатроника и мобильная робототехника. Благодаря республиканской программе, начиная с 2014 года в тесном взаимодействии с отраслевыми предприятиями создано 37 ресурсных центров, вложено 5,1 млрд рублей.
Стимулом к развитию профессионального образования стало присоединение России в 2012 году к движению «Ворлдскиллс», которое зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 год), когда миру катастрофически не хватало рабочих рук. К движению уже присоединилось 80 стран. В 2019 году 45 мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» впервые примет Россия — соревнования пройдут в Казани с 22 по 27 августа.
В стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года сформулирована главная стратегическая цель для республики — стать глобальным конкурентоспособным устойчивым регионом с высокой включенностью в общероссийское и международное разделение труда. Наш лозунг: Мы можем — Без булдырабыз!
Популярное
Новости Наб.Челнов
Авто
Блоги и соцсети
Криминал
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Политика
Происшествия
Религия
Спорт
Строительство
Экология и окружающая среда
Экономика и бизнес