23.11.2024 12:26

USD

EUR

Наб.Челны

«Не хочу жениться, а хочу учиться»: почему в Челнах стало так сложно поступить в 10-ый класс

Образование и наука 07:58, 12.07.2017

«Скорее бы закончилась эта школа» — многих учеников такие мысли не покидают в течение всех 11 лет получения среднего общего образования. В последние годы для все большего количества учеников такая мечта становится реальностью. Школы все с большей неохотой принимают выпускников 9-ых классов — даже тех, кто действительно хочет учиться. С чем это связано и как поступить родителям детей, которые хотят «попасть в 10-ку», но не могут — в материале портала «Челны24»

Школы сознательно создают барьеры, чтобы отсеять детей после 9-го класса

На проблемы с поступлением в 10-ый класс жалуются родители со всего Татарстана, рассказала основатель общественного движения против поборов в школах и детских садах Екатерина Матвеева. Количество обращений растет, и это лишь «верхушка айсберга» — многие не спешат делиться своими проблемами, беспокоясь о будущем ребенка в учебном заведении.

В группе «Поборы в школах и детсадах» накопилось уже порядка 100 комментариев, в которых татарстанцы рассказывают истории неудачных попыток пробиться в 10-ый класс.

«В начале года обещали гуманитарный профильный класс, мы готовились поступать туда. В апреле месяце нам сказали, что такого класса не будет вообще, оставят только физико-математический и химико-биологический. Моя дочь выбрала предметы для сдачи именно в гуманитарный и в апреле месяце уже поздно было менять планы. В итоге ОГЭ сданы хорошо, но нам отказывают в приеме», — рассказывает Ирина Андреева

«Такая же история. Не хотят 10-ый класс набирать. А в других школах нас не хотят брать, своих хватает», — делится Дина Гайнутдинова

«ОГЭ сдали хорошо. Классный руководитель на наше решение остаться в 10 классе отреагировала спокойно, предупредив что он будет с профилем математики. Потом она звонит и прямо говорит: «Вы хорошо подумали? Может вы все-таки уйдете после 9-го, а то ведь тяжело будет». От одноклассников мы узнаем, что за моего ребенка уже решили в школе, и ее нет в списках поступивших. Ребенок знает, что будет не легко, но хочет идти в 10 класс, и я ее полностью поддерживаю. Мы расстроены и теперь не знаем, как нам быть», — говорит Зульфия Хайруллина

Подобных обращений — вагон и маленькая тележка. И появляются они не на пустом месте, отмечает Матвеева — школы сознательно создают барьеры для учеников, тем самым нарушая их конституционное право на обязательно полное образование.

«Школы намеренно создают барьеры для того, чтобы отсеять детей из школ после 9 класса. Делается это ради высоких рейтингов по ЕГЭ. По Татарстану уже были случаи увольнений директоров по низким показателям по ЕГЭ. А это уже конфликт интересов», — говорит она

Статистика и решение «кадрового вопроса» в школах с не лучшими показателями

С 2013 по 2017 год количество выпускников 11 классов в Челнах значительно снизилось, рассказала на прошедшем накануне «деловом понедельнике» начальник управления образования и по делам молодежи исполкома города Винер Харисов. Если пять лет назад полное общее среднее образование получило 2 242 человека, то сегодня выпускников лишь 1 688 (падение примерно на 25%). При этом из 9 классов выпускается в среднем 4 331 ученик ежегодно. Результаты проведенного опроса среди оканчивающих 9 класс показывают, что остаться в школе планируют 42% учеников, поступить в ССУЗ — 58%. По большему счету данные статистики совпадают. Но откуда тогда появляются жалобы — вопрос открытый.

«С именитыми гимназиями и лицеями в одном ряду стоят и общеобразовательные учреждения. Все это говорит о возросшем качестве образования и способностях выпускников нашего города», — рассказал Харисов

На заседании также отметили лучшие по результатам итоговой аттестации учебные заведения города.

«Те учебные заведения, которые показали высокие результаты должны быть соответствующим образом морально и материально поощрены, лучшие школы и гимназии должны быть отмечены», — говорит мэр Челнов Наиль Магдеев

Он предложил критически посмотреть на те школы, которые находятся внизу списка — они показывают плохие результаты, отметил глава города.

«На выходе результат не очень. Затрачено время, затрачены ресурсы, здоровье и так далее. Каждый педогагический коллектив должен быть предметом рассмотрения на местной коллегии, с выездом на место, с разбором всех недостатков. Если это кадровый вопрос — нужно решать и кадровый вопрос по руководителю»

Дело не в коварных планах руководителей школ, а в их неграмотности

В «разборе полетов», предлагаемом властями нет ничего плохого, отмечает собеседник сферы образования города, пожелавший остаться анонимным. В идеале подобное отношение стало бы лишь толчком для улучшения работы педагогических коллективов, более строгому отношению к работе. Но на деле руководители большинства школ выбирают путь попроще — «меньше детей, меньше проблем».

«Большинство школ действительно, обсудив направление профиля в школе, могут открыть профильный класс. И даже проводить конкурсный отбор в этот класс — с рейтингами, дополнительными экзаменами и так далее. Но отказывать в приеме другим детям они не имеют права. Потому, после обращения в прокуратуру, в управление образования, в министерство образования, многие все-таки попадают в свою школу. Боюсь, что дело тут не столько в коварных замыслах руководителей школ, сколько в их профессиональной неграмотности. Такие момент, когда директора не вполне корректно истолковывали правовые моменты, в Челнах уже были — взять хотя бы ситуацию с различными денежными сборами, за которые многим не раз попадало»

Позиция Министерства: за незаконный отказ в приеме предусмотрен штраф

Накануне в Министерстве образования Татарстана отреагировали на поступающие жалобы и опубликовали разъяснение на портале ведомства. Продолжать обучение в 10-11-ых классах или покинуть стены родной школы — это решение принимать может только ученик вместе с родителями (или законными представителями). Отказать в приеме в школу могут только если там действительно нет мест. Но в таком случае в школе должны выдать письменный отказ с обоснованием, а в управление образования — обеспечить направлением в другое учебное заведение. Незаконный отказ в приеме может «встать в копеечку» — должностные лица получат штраф от 35 до 50 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 200 тысяч рублей.

Почему такой шум — непонятно

Если «заговора директоров» нет, то его нужно организовать, уверен челнинец Артур Камалов.

«В таком начинании вижу только хорошие моменты. Если до 9 класса бездельничать, то смысл потом идти в 10-ый? В старшие классы попадают те, кто хочет учиться, кто нацелен на получение высшего образования, кому это, в конце концов, по силам. Те, кому интеллектуальные профессии даются хуже, могут отправиться в училище и получить другую, не менее полезную и хорошо оплачиваемую, профессию. Что в этом страшного и почему такой шум — мне непонятно»

Такими темпами отсеивать скоро будут сразу после детского садика, говоря, что ЕГЭ будет сдать сложно

Обязательное общее образование таким и должно быть. Искусственно создаваемые барьеры могут не дать шанса многим подросткам взяться за ум, отмечает предприниматель из Челнов Артур Батыршин.

«По себе помню — в 10 и 11 классах многие только понимают важность учебы и берут себя в руки. Определяются чего хотят. Понятно, что престиж рабочих профессий довольно сильно упал и это надо исправлять — рабочие руки всегда нужны. Но это нужно делать как-то по-другому, а не создавая барьеров для получения образования. Если старшие классы теперь не всем доступны, тогда убирайте их из школы. Пусть существуют в формате подготовительных курсов в институтах. Нельзя показатели школы ставить выше блага детей. Такими темпами скоро будут после садика отсеивать, говоря, что будет сложно учиться и сдать ЕГЭ. Смешно ведь. И грустно»

Директора хотят и рыбку съесть, и хвостик не намочить

Схема в целом верная, говорит жительница Челнов Алсу Мухаметшина, но нужно дать больше выбора ученикам.

«По статистике и так большинство не хочет в 10-ый класс поступать. Стоит создать в каждой школе по одному общеобразовательному классу и одному профильному. Может и больше — смотря сколько выпускников. И проблема решится сама собой. И не надо переживать за директоров школ. Если показатели низкие — значит они плохие профессионалы и в школе плохо учат. Тут нужно решить кадровый вопрос и только. Директора изворачиваются, чтобы и рыбку съесть, и хвостик не замочить. Но, думаю, через высшие структуры с этим можно быстро разобраться»

Подготовил Алексей Федоров

Фото: pixabay.com, nabchelny.ru, vk.com/poborumatveevapt