29.03.2024 13:18

USD

EUR

Наб.Челны

Шахматы в школы России внедряются благодаря Челнам и Иосифу Сталину

Образование и наука 17:21, 11.10.2017

Министра образования РФ Ольгу Васильеву убедила статистика успехов детей-шахматистов в учебе

Директор Шахматно-шашечного клуба Виктор Гончаров.

На заседании Совета Федерации – верхней палаты российского парламента – министр образования Ольга Васильева объявила, что уже со следующего года в школьной программе 1-4-х классов появится урок шахмат. Работающий в Набережных Челнах Шахматно-шашечный клуб сыграл далеко не последнюю роль в том, чтобы министерство образования пришло к такому решению.

Директор ШШК и тренер по шахматам Виктор Гончаров выступил с идеей внедрить уроки шахмат в школах еще в середине «нулевых» годов. Он объяснял тогда, что шахматы развивают, например, «сканирующее» мышление. То есть шахматист привыкает следить за всеми 64 полями на доске, за расположением фигур на них. Эта привычка вырабатывает навык при анализе любой сложной ситуации не упускать из виду ни одной мелочи. Очень важный навык для работы в бизнесе или в быту при покупке товара на потребительский кредит. Шахматист уж точно не пропустит то, что в договоре на кредит прописано мелкими буквами.

Бывший тогда мэром города Ильдар Халиков Гончарова поддержал и издал постановление. Уроки шахмат в школах были внедрены, однако продержались недолго. Слишком необычной была новинка для преподавателей.

Хотя, как утверждает Виктор Иванович, воспитанием с помощью шахмат умных людей правительства нашей страны интересовались, начиная с «великого Сталина». В Набережных Челнах шахматы так или иначе присутствовали в школьной программе еще со времен строительства нового города и КамАЗа.

- Эксперимент, начатый в 1977 году директором 26-й школы Тамарой Ивановной Замаховой совместно с шахматной школой КАМАЗа (ШШК тогда еще не было – ред.), завершился в 1989 году  блестящим выпуском трех десятых классов. Все выпускники тогда почти стопроцентно поступили в МГУ. Три человека поступили в институт имени Баумана, что равноценно МГУ, - рассказывает Виктор Иванович.

Исследования влияния игры в шахматы нам интеллект в нашей стране проводились на протяжении 50 лет. В последние годы на основании этих исследований были определены выборочные пилотные проекты, которые были реализованы в Якутии, Калмыкии, в государствах Армения и Азербайджан. Выяснилось, что показатели учащихся из этих регионов и стран на математических олимпиадах, на олимпиадах по программированию являются наивысшими. Шахматные школы Татарстана (и в частности ШШК в Челнах) стали возглавлять исследовательские направления по всей стране.

- Наш шахматный клуб передал в Московский институт физкультуры, в научно-исследовательские центры все свои материалы. В 2016-17-м годах мы выступили на 4-х Международных практических конференциях, - говорит Гончаров. В частности, в ШШК наработаны те самые методики обучения шахматам, которые будут применяться в школах России.

Министр Ольга Васильева. Фото с сайта publboard.ru

Вот почему министр Ольга Васильева еще в августе этого года в интервью газете «Известия» сказала:

- Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно.

России нужны умные люди. Прежде всего нужны умные, продвинутые программисты. Без шахмат таких не получится.

Сергей ИСИЧКО