Общество 14:28, 08.02.2017
Начатая в конце 2015 года властями Челнов транспортная реформа показала — горожанам нравятся большие и вместительные «Нефазы». Есть, правда, несколько «но»...
Основная проблема «Нефазов» — расписание, которому водители зачастую не следуют. С момента появления автобусов на дорогах горожане жаловались на то, что порой приходится стоять на остановке по полчаса, иногда и дольше. А после — все равно уезжать на маршрутке и «пилить» до дома пешком минут 20.
Тогда в «Электротранспорте» (муниципальная компания, занимающаяся трамваями — на нее «повесили» и развитие муниципальных автобусов) отвечали, что все наладится — нужно время и опыт, чтобы отточить расписание, набрать необходимый штат водителей, продумать маршруты. Но как показал проведенный порталом «Челны24» эксперимент — выполнить эти задачи не удалось.
Для проверки была выбрана остановка «Залесный проспект» в 65-ом комплексе— это достаточно молодой комплекс, который находится на отшибе. Хотя леса здесь нет, но находится она буквально на краю Челнов: с одной стороны дороги стройка, с другой — поле, которое летом засеивают кукурузой или пшеницей. Простоять в таком месте в 20 градусов мороза сложно даже десять минут, особенно с ребенком.
Место — остановка «Залесный проспект», время — 10:30. Ждем. Десять минут. Ждем. Двадцать минут. Ждем еще. Полчаса. Стоящий рядом горожанин не выдержал и сгоряча, пнув ногой сугроб, двинулся в направлении от остановки. На остановке остается пять человек. Прошло уже 40 минут. Теперь уйти не дает назойливая мысль: «Зря что ли 40 минут тут мерз». Нервно ходим кругами и уже начинаем знакомиться — вдруг он вообще не придет. Выдвигаются разные теории — кто-то упоминает про параллельную вселенную, кто-то звонит в диспетчерскую узнать — вдруг автобусы отменили. Ждем.
Первый автобус пришел спустя час (проехало еще два, но в противоположном направлении). Получается, что интервал движения муниципального транспорта составляет порядка 60 минут. По расписанию, которое опубликовано на сайте «Электротранспорта», проехать должно было 14 автобусов — по семь в каждую сторону, с интервалом в 7-10 минут.
Забегаем в теплый салон. Ругаться никто не стал — главное, что едем. Поговорить с водителем все-таки стоит. На вопрос, почему же так редко ходит транспорт, он ответил, что «ездим, как говорят». А увидев распечатанное специально для «воспитательных целей» расписание, лишь пожал плечами и посоветовал звонить в диспетчерскую. Набираем номер, звоним. Толкового ответа не добиться и там — отвечают, что «автобусы ходят согласно расписанию». Видимо, какому-то другому.
У жителей комплекса не такой уж большой выбор общественного транспорта: либо ждать целый час там, где ходят только муниципальные автобусы, либо — 20 минут по сугробам до ближайшей остановки трамвая или маршрутки, но уедешь минуты за три. Сейчас многие делают выбор в пользу топать по сугробам — выйдя на ту остановку, что ближе, рискуешь так и остаться в поле.
Вопросов к частным перевозчикам на самом деле гораздо больше — как на уровне хамства водителей, так и на уровне удобства для транспортной сетки города. Единственный плюс, который опрошенные редакцией горожане отмечают — маршрутки ходят регулярно, каждые 2-3 минуты, и едут быстро.
Проблемы же с ними гораздо больше, рассказывает собеседник, непосредственно связанный с рынком частных перевозок Челнов. Один миф, который следует сразу развеять, отмечает он — большие автобусы громоздкие и занимают много места. На самом деле они куда эффективнее используют площадь и дело тут во вместимости транспорта и его технических характеристиках.
«Надо нам перевезти 100 пассажиров в комфортных условиях. Для этого нам понадобится порядка 9-10 «газелек» — они займут площадь под 100 кв. метров. В каждой маршрутке еще и водитель, двигатель занимают место — пассажирам уже приходится лепиться друг к другу», — объясняет он.
Для той же цели большой автобус нужен всего один и займет он около 25 кв. метров — водитель здесь тоже один, двигатель один и так далее. Получается, что на дороге маршрутки занимают в четыре раза больше пространства.
Из маленькой вместимости «газелек» вытекает сразу несколько проблем — они забиваются под завязку, что очень опасно для пассажиров. По этой же причине возникают и пробки на дорогах, говорит собеседник. Маршрутки в погоне за прибылью «гоняют», создают опасные ситуации, мешают автобусам и друг другу, создают заторы.
Справиться с пассажиропотоком они не в силах — слишком мала вместимость, но и больше выпустить их на дороги нельзя — и так перебор. Перегружены и остановки — иногда в очередь собирается по 3-4 маршрутки, а большому автобусу приходится ждать на дороге и тормозить автомобили.
Ответ вероятнее всего кроется в коммерческой стороне бизнеса частных перевозок — и дело совсем не в баснословных доходах. Владельцы таких компаний много раз говорили, что особых денег это не приносит, отмечает собеседник. Важно тут другое — в маршрутках большой оборот наличных, которые практически невозможно контролировать.
«Обвинять никого не буду, но большинство мест с подобным оборотом наличных в России служат для обналички теневых доходов», — рассказал он.
Место практически идеально — количество автобусов, вышедших на маршруты, никто не контролирует, невозможно отследить и количество севших пассажиров — билеты им никто не выдает. Сколько денег пришло, куда и в каких размерах они ушли — вопрос зачастую открытый.
Для пассажиров низкий уровень контроля за перевозчиками буквально опасен для жизни. Частные компании зачастую не следят за состоянием автомобилей и водителей — обычно транспорт находится в собственности водителя, который «отстегивает» конторе половину дневного дохода за право выйти на маршрут. Так как ремонт ложится на плечи владельцев — делают они его экономично, часто — игнорируют поломку, пока авто остается «на ходу» (буквально накануне у одной из «газелек» прямо на дороге отвалилось колесо). Что уж говорить об обязательном медицинском осмотре водителя перед выходом на маршрут, отмечает собеседник.
«Для бюджета города существование маршруток тоже не выгодно — часто они зарегистрированы как ИП, поэтому платят налоги по «упрощенке», то есть — 6% с чистой прибыли. Но реальную прибыль высчитать практически невозможно. Если за этим начать следить — грязные на руку частники сами уйдут, потому что работать в минус они не любят», — говорит собеседник.
О необходимости кардинальных изменений в сфере общественного транспорта Челнов заговорил в 2014 году нынешний мэр города Наиль Магдеев — тогда он занимал пост главы исполкома. В Челнах в те времен «рулили» частные перевозчики — муниципальных автобусов практически не было видно. В сентябре 2015 года власти купили 190 больших автобусов «Нефаз» у «Камаза».
Если взглянуть на деятельность исполкома в плане реформы общественного транспорта города, то власти Челнов упрямо идут к тому, чтобы убрать маршрутки, говорит собеседник — все последние изменения направлены на это. Контроль за частниками усилился — теперь на каждого водителя необходимо получать лицензию, а ГИБДД периодически проводит рейды на перевозчиков-нелегалов. Как рассказал на одной из пресс-конференций начальник управления ЖКХ города Рафаиль Киямов — каждую неделю ловят по 3-4 нарушителя.
Регулируют и количество автомобилей, которые частники (в Челнах сейчас осталась последняя такая компания — «Пассажирские перевозки») выпускают на маршруты — по дорогам ездило гораздо больше машин, чем должно было быть. Они перебивали часть прибыли у муниципального транспорта, забивая остановки в часы пиковой нагрузки.
«Думаю, сейчас власти в правильном направлении идут. Да, проблемы есть, муниципальная компания требует денег, расписание не отлажено. Но это все решаемо — если захотеть решить», — говорит собеседник.
Нет необходимости «душить» бизнес — нужно просто предъявлять одни и те же требования к муниципальным и частным транспортным компаниям, усилить контроль, отмечает он.
«Возможно, будет действительно разумным создать единую диспетчерскую — хотя частники и будут громко возмущаться. Она будет составлять расписания, собирать всю выручку, через ГЛОНАСС контролировать, сколько и в какое время водителей идут по маршруту. Такие системы уже работают успешно — например, в Москве, в Казани».
Эта же диспетчерская будет платить водителю по фактически проделанной работе, плюс дополнять бонусами, когда тот проехал маршрут соблюдая расписание, без нарушений и аварий.
«Это как по мне — грамотная цель на ближайшие годы. Если Магдеев это сделает — будет очень круто для города. Можно и дальше эту систему улучшать, например, вводить автобусы-экспрессы, которые будут пропускать остановки, где мало пассажиров».
Подобная транспортная реформа уже была проведена в Казани почти 10 лет назад — в 2007 году маршрутки в городе практически полностью заменили большими автобусами. Частные перевозчики не исчезли, но они (как и муниципальные автобусы) контролируются специальной системой, которая через GPS отслеживает местонахождение автобусов в реальном времени, регулирует их работу.
Во всех автобусах работают кондукторы. Активно пользуются жители Казани транспортными картами, которые в Челнах пока не пользуются большой популярности. В 2014 году на остановках столицы республики Татарстан стали появляться информационные табло, которые показывают, через какое время прибудет следующий автобус, что очень удобно для горожан.
Другими словами — позитивный пример подобных изменений у властей Челнов есть. Автобусный парк меняется — на место маршруткам приходят большие «Нефазы», сокращается количество частных перевозчиков и «газелек», ужесточается контроль в сфере общественного транспорта. Если вспомнить опыт Казани — следующим логичным шагом будет создание навигационной системы, которая позволит контролировать количество автобусов на дорогах, следить за их движением согласно расписанию. А горожане будут точно знать, когда лучше выйти на остановку, чтобы уехать спустя пару минут, а не ждать целый час.
Подготовил Алексей Федоров
Фото: nabchelny.ru, chelnytram.ru, wikipedia.org
Популярное
Новости Наб.Челнов
Авто
Блоги и соцсети
Криминал
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Политика
Происшествия
Религия
Спорт
Строительство
Экология и окружающая среда
Экономика и бизнес