Общество 10:42, 21.01.2017
О первом пропавшем информация в соцсетях и в СМИ появилась уже седьмого января. Исчез 34-летний Азат Сулейманов. Молодой мужчина пропал буквально за несколько минут — пока его мать и сестра закрывали двери автомобиля, он пошел в сторону подъезда и исчез. С собой у Сулейманова был пакет с термосом и больше ничего. Также родственники отмечали, что он болен эпилепсией и может страдать потерей памяти и ориентации в пространстве.
Искали мужчину все Челны. Кто мог — помогал волонтерам и полиции продуктами, деньгами, транспортом или личным участием. За судьбу Сулейманова переживали многие горожане — о том, как проходят поиски постоянно спрашивали в группе «Набережные Челны онлайн», звонил и в штаб волонтеров или писали их координаторам.
Общими усилиями удалось прочесать огромную территорию, но результатов это не принесло. Единственна зацепка появилась 13 января вечером — один из полицейских заметил молодого человека на записях камеры наблюдения на въезде в одно из садовых обществ города. Поиск решили отложить до утра, так как уже стемнело. На следующий день — 14 января днем — тело замерзшего Сулмейманова обнаружили на территории этого садового общества. Зачем он туда направился и что там делал — остается загадкой.
Если не панику, то настороженное настроение вызвала у горожан пропажа другого человека — Рузили Тимировой. Два случая за неделю — слишком часто, отмечали жители Челнов. Нет-нет, да и высказывались в комментариях под постом о поиске осторожные замечания про организованную преступную группу, похищающую людей, или маньяка.
Тимирова вышла из дома 12 января в семь утра и отправилась на работу. Но до работы не добралась, телефон ее перестал отвечать. Знакомая горожанки посчитала, что это довольно подозрительно и обратилась в полицию и к волонтерам. Поиски были организованы оперативно — ориентировки с фото женщины появились во всех уголках города, искали записи с видеорегистраторов, опрашивали очевидцев. Полиция даже прошлась по следам Тимировой с собакой — запах терялся в арке, которую она должна была миновать по пути на работу.
Ситуация разрешилась сама собой — волонтеры встретили Тимирову, когда она самостоятельно возвращалась домой. Выяснилось, что горожанка вместо работы уехала в Казань, переночевала в хостеле, а затем вернулась в Челны. О том, что ее ищет половина города, да еще и с собаками, жительница города не знала.
Некоторые горожане, принимавшие участие в поисках, казалось, были не совсем довольны таким поворотом событий. Но большинство все-таки отмечали — главное, что жива-здорова и нашлась, а остальное — мелочи жизни.
Два случая пропажи людей — слишком много для полумиллионного города, отмечают горожане. К сожалению, официальная статистика — штука неумолимая. И она говорит — пропавших в десятки раз больше, чем многие могут себе представить. Актуальных данных по 2015-му году получить не удалось, но цифры прошлых лет не менее страшны.
В среднем в России пропадает 15 000 – 20 000 детей в год — около 300 – 600 в каждом регионе страны, рассказывал ранее СМИ и.о. руководителя ассоциации волонтерских организаций «Поиск пропавших детей» Дмитрий Второв. Большая часть пропавших — около 90% — находятся. Около 2 000 исчезают безвозвратно, примерно 1 000 — погибает либо в результате несчастных случаев, либо в результате преступлений.
Несмотря на устоявшееся мнение, что полиция поисками не занимается, это совсем не так, отмечал Второв. Если волонтеры нашли только 800 человек за два года, то всех стальных (несколько десятков тысяч человек) обнаружили все-таки сотрудники полиции.
Ситуация не слишком улучшается со временем — по данным за 2015 год (по итогам первых четырех месяцев года) полицейские Татарстана получили 791 обращение о без вести пропавших. 732 человека нашли по «горячим следам».
Каждые сутки поступает порядка 5-6 заявлений о пропаже людей, рассказал заместитель начальника отдела координации деятельности ОВД по розыску лиц Управления уголовного розыска МВД по республике Альберт Юсупов. Те же 90% удается находить в течение 10 дней — они либо возвращаются домой сами, либо полиция обнаруживает «пропавших» у друзей и знакомых. Кто-то просто выходит на связь.
Кроме самой полиции активное участие в поисках принимают и волонтерские организации — «Лиза Алерт», «Поиск пропавших детей», «След», добровольно-поисковый отряд «Надежда». В Челнах такой отряд тоже есть — «Челны поиск «Василиса». Как и в большинстве городов России — в серьезную организацию волонтеры собрались после трагичного случая. Об истории Василисы Галициной помнят, наверное, все жители Челнов. Да и как забыть — даже сейчас, спустя несколько лет, от мыслей о судьбе восьмилетней девочка наворачиваются слезы.
В феврале 2013 года Галицына не вернулась из школы. Думать о плохом сразу никто не стал, но за окнами уже вечерело, и многие горожане беспокоились. Жители Челнов выходили на улицы, собирались в небольшие группы, пытались что-то сделать и чем-то помочь. Поиски продолжились на следующий день. Через сутки пропажи добровольцы нашли рюкзак девочки, а затем — ее окровавленные тетрадки.
Еще через сутки полиция задержала 30-летнего Фаруха Т. — в его машине нашли волосы Галицыной, а отпечатки на вещах девочки совпали с его отпечатками. Тело убитой девочки нашли в 73 километрах от города— такая новость опустошила многих горожан, не спавших несколько дней из-за поисков.
На вечере памяти, посвященном Галициной, волонтер Екатерина Денисенко отмечала — Челнам просто необходимо организованное волонтерское движение. Поиски девочки были организованны спонтанно, волонтерам мало кто помогал. В будущем же в подобных случаях нужно действовать профессионально — ведь от этого может зависеть чья-то жизнь.
В память о девочке отряд взял имя — «Василиса».
Основные случаи пропажи людей — результат либо пренебрежения условиями безопасности жизни, либо равнодушного отношения окружающих, говорится на сайте полиции. Там рекомендуют — почувствовав тревогу за близкого человека первым делом следует обзвонить знакомых, медучреждения и дежурные части полиции. Одновременно с самостоятельными поисками следует подать заявление в полицию, особенно, если пропал ребенок.
То, что обращаться в правоохранительные органы имеет смысл лишь по прошествии трех суток — заблуждение. Временных ограничений для подачи заявление нет — в полиции его обязаны принять и зарегистрировать.
Важна любая информация о пропавшем человеке — номер телефона, адреса знакомых и друзей, привычки и увлечения, места работы, сфера общения, обстоятельства исчезновения. Следует обратить внимание и на то, в какой одежде человек покинул дом. Помочь могут также свежие фотографии, записные книжки, ежедневник.
Подготовил Алексей Федотов.
Фото: vk.com/nabchel, ria.ru, 03-ektb.ru, search-for-people.ru, business-gazeta.ru
Новости по теме
Популярное
Новости Наб.Челнов
Авто
Блоги и соцсети
Криминал
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Политика
Происшествия
Религия
Спорт
Строительство
Экология и окружающая среда
Экономика и бизнес