Общество 22:00, 13.11.2017
Главный психиатр Набережных Челнов Исаак Беккер уже как о чем-то обыденном рассказывает о потрясающих до глубины души случаях в его практике. Как-то к нему обратился мужчина. Серьезный, рассудительный. Попросил хотя бы на пару недель забрать в палату ПНД его старую и выжившую из ума мать. На обследование, на лечение, в связи с какими-то там семейными обстоятельствами. Врачи маму забрали. А сын не приехал за ней ни через две недели, ни через два месяца, ни позже.
- Мы решили отправить его маму к нему сами. Посадили ее в машину и повезли домой. А там на лестничной площадке сын встретил нашего врача и свою родную мать… с охотничьим ружьем наизготовку! – повествует Беккер.
Были и другие случаи. Полицейские привезли летом с пляжа какую-то старушку, которая ничего о себе не помнила. Привезли, бросили у диспансера и уехали. В другой раз родственники привезли слабоумного старика, завели его на первый этаж, сказали: «Забирайте его!», сели в машину и уехали. О себе, о старике не сказали вообще ничего.
В Набережных Челнах становится все больше слабоумных, не могущих за собой ухаживать стариков. С некоторыми из них родственники расстаются или пытаются расстаться так, как рассказал Исаак Михайлович. Число стариков нуждающихся в помощи, но такой помощи не имеющих, не быстро, но неуклонно растет. По данным Беккера таких стариков в Челнах сейчас примерно 1,5 тысячи. Но это те старики, которые так или иначе зафиксированы, где-то поставлены на учет. Как минимум, столько же пожилых людей влачат свое существование неучтенными. Рост количества таких стариков заложен в сам образ жизни нашего общества и нашего государства.
- До знаменитой Октябрьской революции 1917-го года семейная жизнь в народе строилась так, что старикам было в ней место. Они жили с детьми и внуками, которые за ними присматривали. Так было, потому что так велось хозяйство и таким был семейный уклад, После революции организаторы нового государства решили, что дети будут сначала в детских садах, потом в школах и пионерлагерях, потом они будут учиться строить коммунизм, а, повзрослев, они будут его строить. Никто не обратил внимания на то, что в этой системе нет места для стариков. Никто об этом не подумал, - обозначает Беккер первую причину роста «бесхозных» немощных людей. В итоге стоит человеку постареть, ослабеть умом и потерять способность следить за собой, как его будущее становится весьма туманным и тревожным. Семьи не приспособлены к тому, чтобы содержать такую «обузу». Семьи этому и не обучены. И даже не всегда имеют возможность содержать таких стариков, то есть не могут найти для этого время, не могут нанять сиделку.
Вторая причина – это… борьба отечественной медицины и государства за продолжительность жизни в стране. Если раньше человек, переживший инсульт, как правило, довольно быстро после этого умирал, то сейчас в БСМП могут буквально с того света вытащить. Поставить на ноги и отдать родственникам: радуйтесь, ваши папа-мама еще поживут, хотя и умственными инвалидами.
Помучившись с потерявшими ориентиры родителями, их дети начинают искать куда бы их пристроить. Названивают Беккеру. Удивляются тому, что ни он, ни его коллеги не признают мочащихся на ходу стариков сумасшедшими. Настаивают. А в конце концов, как вы уже знаете, привозят и бросают их в невольные объятия врачей.
Что делать? Хорошо бы, конечно, чтобы мы все вдруг стали другими. Как по мановению волшебной палочки осознали, что происходит, научились бескорыстно оказывать всю необходимую помощь семьям, где есть слабоумные старики. Но такой волшебной палочки нет.
- Нужен хоспис. В который бы были помещены все такие старики и где бы им гарантировался уход и медицинская помощь, - такой выход видит Беккер. Это, конечно, выход. Но на этот «выход» нужно несколько сот миллионов бюджетных рублей. Это только на строительство хосписа. Потом понадобятся деньги на его содержание. Явно не радужная перспектива для тех, кто радеет о бюджете. Что остается? Да только и того, что призвать всех нас сделать наше государство очень богатым. Как можно скорее, а то очень нехорошо получается по отношению к старикам, работавшим всю жизнь, а заработавшим мрачное болезненное одиночество. Но когда мы сподобимся сделать свое государство богатым, сие одному богу известно.
Но есть и еще один выход. Причем это такой выход, о котором однажды обязательно вспомнит государство. Оно вспомнит, как только растущее количество одиноких, беспомощных и оставленных без помощи детьми людей станет угрожающим для престижа государства. Вот тогда в дело вступят социальные службы, органы опеки, полиция, суды. Детям слабоумных и брошенных стариков быстро напомнят об их обязанностях. О том, что эти старики в свое время растили их и заботились о них. О том, что есть закон, по которому дети несут ответственность за своих родителей, обязаны их содержать и за ними ухаживать.
Детям лучше не доводить до этого. Лучше самим вспомнить, что старость это тот бумеранг, который настигнет каждого.
Сергей ИСИЧКО
Фото с сайтов: bk.55.ru, pravmir.ru
Популярное
Новости Наб.Челнов
Авто
Блоги и соцсети
Криминал
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Политика
Происшествия
Религия
Спорт
Строительство
Экология и окружающая среда
Экономика и бизнес